Особенности эстонской национальной охоты на "козла отпущения": кто провалил вакцинацию?

Медицинские работники во временном госпитале COVID-19
© Sputnik / Павел Бедняков

Анатолий Ядов

Совершенно напрасно политические партии Эстонии подумывают о том, кого бы обвинить в срыве темпов кампании массовой вакцинации.

Парламентская оппозиция Эстонии организовала шоу с голосованием по вотуму недоверия министру труда и здравоохранения, обвиняя его в срыве запланированных темпов вакцинации населения от Covid-19.

Общественности страны, конечно, понятно, что министр вообще-то не так уж и виноват, а все происходящее сейчас в Таллине есть часть борьбы между политическими партиями накануне муниципальных выборов. Но общественности интересно посмотреть, чем все это закончится и кого выберут на роль виновного.

Вообще-то люди в Эстонии умеют думать и читать, кто-то даже и на иностранных языках, а также искать информацию на просторах глобальной сети.

Так что особенно интересующиеся темпом вакцинации населения и тем, почему Эстония не успела уколоть шприцами по два раза 70 процентов взрослого населения к намеченному 22 сентября, несложно было найти, например, официальный портал Европейского медицинского агентства. А там в режиме реального времени обновляется вся информация, касающаяся прививок от коронавируса, включая и статистику по странам Евросоюза.

Из которой видно, что государства Центральной и Восточной Европы в полном составе существенно отстают по темпам и масштабам вакцинации населения от их северных, западных и южных союзников по альянсу.

В среднем по "больнице", как ранее и объявила торжественно Еврокомиссия, цель кампании достигнута – вакцинировано полностью более 70 процентов жителей альянса. Но разброс результатов варьируется примерно от  23 процентов в Болгарии до 90 процентов в Ирландии и Португалии.

И в исключительную вину министрам здравоохранения "отстающих" стран этот факт поставить трудно. Если эстонский министр здравоохранения Танель Кийк, обвиненный политическими противниками в провале кампании, должен быть призван к ответу и отправлен в отставку, то страшно даже представить себе, как накажут соотечественники его болгарского и румынского коллег.

Ведь в этих государствах альянса дела с вакцинацией обстоят намного хуже, чем в Эстонии. Возможно принесение в жертву избранных на роль виновных и состоится, но исключительно для успокоения Брюсселя.

Применительно к Эстонии с ее вечной "болячкой" в виде неурегулированных взаимоотношений эстонского и русского населения можно отметить еще и тот знаменательный факт, что помимо "русской карты" в арсенале предвыборных кампаний политических партий появилась еще и "коронавирусная карта". Какая из них "козырная" пока сказать трудно.

Правила игры в догонялки с коронавирусом быстро меняются

Проблема отставания в темпах вакцинации состоит, надо думать, не столько в отдельных чиновниках и даже не в национальных правительствах, а в неравных финансовых и организационных возможностях разных регионов Евросоюза.

И конечно в разных уровнях доверия населения к своим властям и системам здравоохранения. Установленные Брюсселем и согласованные с национальными столицами сентябрьский срок вакцинации пороговой доли взрослого населения изначально были невыполнимы для государств Центральной и Восточной Европы.

Другой вопрос, зачем они с ним соглашались, но он отношение к теме разговора имеет лишь косвенное, хотя и заставляет в очередной раз задуматься о способности государств зависимых, так сказать, "малых", отстаивать свои интересы перед "тяжеловесами", то есть теми, кто наполняет общеевропейскую казну. И об их готовности и умении прогнозировать и считать.

Кроме того, к гонке вступил штамм "Дельта". Хотя ученые и говорили о вероятном появлении новых, более коварных и живучих мутантов коронавируса, но, во-первых, они говорили "вероятнее всего", демонстрируя неуверенность в своей способности точно предугадать новые "трюки" микроскопической твари, обрушившей мировую экономику, изменившей общественную психологию и поправшей системы здравоохранения.

А во-вторых, слушать ученых правительствам было крайне неприятно и верить им не хотелось. Проще было исходить из веры в силу шприца с вакциной и в неизменность правил игры в догонялки с коронавирусом. Ну и в благоразумие и лояльность населения.

И хотя правила вдруг изменились, а значительная часть населения вдруг заупрямилась и принялась протестовать, пересматривать намеченную в недавнем прошлом дату достижения пороговой, 70-процентной доли полностью вакцинированного взрослого населения почему-то никто не стал.

Тем более, что очень хотелось верить в скорое завершение пандемии. Ученые правда говорили, что коронавирус вернется, что отменять "войну" преждевременно, но победа казалась такой близкой, а экономика, наоборот, такой больной.

Сговор правительства и населения привел к "диктатуре шприца"

Новая вспышка заболеваемости в Эстонии и по всему Евросоюзу была фактически предрешена летней отменой мер ограничения контактов людей, послаблениями в правилах безопасности, вроде обязательного ношения масок и общим снижением градуса напряжения.

Есть ли в этом вина министров здравоохранения? Несомненно, но ровно такая же как любого государственного или муниципального чиновника, депутатов парламента, ученых и медиков, согласившихся и не воспротивившихся отмене ограничительных мер.

Любой квалифицированный вирусолог понимал, что заболевание выйдет на новый виток, стоит лишь немного ослабить "боевые действия" против верткого и изобретательного коронавируса, уже доказавшего свое коварство и способность одолеть любую систему здравоохранения.

Тем более систему, лишенную поддержки аппарата государства в виде инструментов воздействия на население в диапазоне от интеллигентного убеждения до принуждения ограничениями и угрозами.

Другой вопрос, можно ли было поступить иначе и не ослаблять давления на коронавирус. Вероятно, да, можно было, но цена и последствия могли бы оказаться очень неприятными. Жесткость, осмотрительность и упорство в борьбе с распространением болезни означали для такой маленькой и слабой страны, как Эстония, буквальное обрушение экономики или, во всяком случае, ряда ее отраслей, нарастание задолженностей, усталости, недовольства и протестов населения.

Пришлось выбирать между жизнями не справившихся с болезнью людей и политической стабильностью, спасением экономики. Правительство уступило, чтобы не пасть. И случился своеобразный сговор властей и широких народных масс, согласившихся считать "инцидент исчерпанным" и начать "зализывать раны".

В целом и в среднем по Евросоюзу, как видно из публикуемых Европейским медицинским агентством графиков, темпы вакцинации к сентябрю замедлились по всему альянсу. Выйдя на "плато" примерно в 79 процентов населения. Очевидно, что этого с учетом особенностей штамма "Дельта" оказалось недостаточно.

И практически все национальные правительства, включая и эстонское, уже перешли от речей о сугубо добровольном вакцинировании населения к принуждению и мерам дискриминации по признаку наличия иммунитета, фактически – к "диктатуре шприца". Остающихся упрямцев и принципиальных противников уколов вскоре, вероятно, начнут штрафовать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме