Спасительный СПГ не придет: США пытаются продать Европе "воздух"

Трубы для строительства газопровода
© Sputnik / Алексей Куденко

Любовь Безродная

Полностью заменить российский газ в Европе практически невозможно. Трубопроводы из других стран не смогут покрыть такие объемы, а СПГ по долгосрочным контрактам не захотят покупать даже страны ЕС. Впрочем, Катару, как и США, выгоднее продавать сжиженный газ в Азию.

Ситуация на Украине становится все более напряженной. Руководство США все чаще напоминает, что в восточноевропейской стране со дня на день грянет война, а Россия все же вторгнется на территорию суверенного государства.

Несмотря на отсутствие каких-либо реальных предпосылок, Госдеп начал эвакуацию части сотрудников американского посольства в Киеве. Уже продуманы санкции против РФ. При этом США начали переговоры с Катаром о поставках газа в Европу в том случае, если Россия вторгнется на Украину.

"Вашингтон обсуждает возможность обеспечить долгосрочные гарантии энергетической безопасности за счет поставок СПГ, особенно с учетом того, что Катар значительно увеличит производство сжиженного газа в ближайшие несколько лет", – пишет издание Financial Times.
Конечно, в США понимают, что из-за повышенного спроса на газ во всем мире нарастить поставки в Европу будет непросто.

Однако в Вашингтоне уверяют, что в случае ЧП, которым может стать война на Украине, Катар готов перенаправить свой экспорт в ЕС. Но так ли это на самом деле?

Труба трубе рознь, особенно в Европе

Российский "Газпром" считается важнейшим поставщиком "голубого топлива" для многих государств ЕС. Конечно, газ поступает в Европу не только из РФ. Трубопроводы идут из Норвегии, Азербайджана, Алжира, Ливии. Но заменить российский газ все равно не представляется возможным, поскольку другие поставщики в силу технических возможностей не способны кардинально нарастить экспорт энергоносителя в ЕС.

Норвежский газ еще в 2018 году занимал 31% от общего объема импорта в Европе. Но в этой стране с каждым годом уменьшается добыча, так как истощаются крупнейшие месторождения. Если в 2018 году Норвегия поставила в страны ЕС 130,5 млрд кубометров газа, то в 2020 уже около 102 млрд. Новые газопроводы скандинавская страна также не планирует строить, а значит, ни о каком увеличении объемов поставок речи не идет.

Азербайджан начал экспорт газа в ЕС только в декабре 2020 года и планировал выйти на уровень поставок в 10 млрд кубометров ежегодно. Но уже первый квартал 2021 года показал, что такого результата не так просто достичь. В этот период Азербайджан экспортировал в страны ЕС только 1,1 млрд кубометров (остальное выбрала себе Турция).

Алжир раньше считался достаточно крупным поставщиком для ЕС. До 2016 года объем экспорта в Европу в среднем составлял 55–60 млрд кубометров. Но растущий спрос внутри североафриканской страны, а также территориальные споры с Марокко (транзитер алжирского газа) изменил ситуацию. Уже в 2019 году поставки снизились до 32,5 млрд в год.

Ливию тоже сложно назвать надежным экспортером из-за гражданской войны, которая мешает вести добычу газа и разрабатывать новые месторождения. Не слишком значительные поставки "голубого топлива" (в Италию) постоянно снижаются. Например, в 2019 году Ливия поставила в Европу 1,8 млрд кубометров, а в 2020 уже только 1,6 млрд.

Слишком изменчивый СПГ

Очевидно, что заменить российский газ трубопроводным из других стран не выйдет. Если же говорить о сжиженном газе, то ситуация будет еще более неоднозначной. Руководство и бизнес США, особенно в президентство Дональда Трампа, неоднократно обещали Европе увеличение поставок СПГ.

Но в 2021 году, когда страны ЕС особенно нуждались в газе, Америка, как и другие крупные поставщики, направляли свои танкеры в Азию, где цена на сжиженный газ большую часть года была более привлекательной.

Обещание обеспечить Европу катарским газом выглядит как дешевый популизм. Одно из достоинств СПГ – его мобильность. Благодаря ей он, в отличие от трубопроводного газа, очень быстро меняет своего покупателя, направляясь туда, где наилучшая цена.

При этом в Азии традиционно более привлекательные цены, чем в Европе. Конечно, бывали исключения, когда стоимость энегроносителя в ЕС была выше, чем на "востоке", как это было в декабре 2021-го, но подобные случаи на мировом рынке – редкость. Это значит, что Катар сам не захочет перенаправлять поставки из Азии, продавая газ по более низкой стоимости в ЕС.

Уровень добычи газа в Катаре тоже не позволяет полностью заменить российское "голубое топливо" в Старом Свете. Согласно данным Gas Infrastructure Europe (GIE), в январе 2022 года объем поставок трубопроводного и сжиженного газа из РФ в страны Евросоюза составляет 645 млн кубометров в сутки.

При этом США в том же месяце производится 338 млн кубометров в сутки, а в Катаре – 302 млн. Теоретически, объединившись, Вашингтон и Доха смогут заменить российский газ для Европы, особенно если подключат еще и страны Африки, чей экспорт за декабрь 2021 года в ЕС составил 178 млн кубометров.

Однако для этого им придется практически полностью отказаться от поставок в другие государства, которые, к тому же, чаще всего еще и выгоднее. Такой подарок Европе не сделает ни Катар, ни США.

Впрочем, есть еще одна проблема, которую не так просто обойти – техническая сторона вопроса. Многие страны ЕС просто не подготовлены к приему СПГ. Например, в Германии до сих пор нет работающего регазификационного терминала. Выходит, ФРГ придется закупать газ у Франции или Испании, но с еще большей наценкой.

"Если говорить о северо-западной Европе, то проблем с приемом и регазификацией СПГ не будет. Но в регионе разная плотность магистрально-газовых сетей. На западе она особенно плотная, а вот в восточной и юго-восточной Европе – минимальная. Конечно, последний год строятся интерконнекторы, а часть из них уже введена в строй. Но они предназначены, в первую очередь, для переброски норвежского газа в Польшу, Чехию, Австрию. Также есть связки "юг-север" для поставок из Болгарии в Румынию, Венгрию или Польшу. ЕС предпринимает усилия для развития подобных магистралей, но их не достаточно. Восточная Европа остается зоной слабосвязанных сетей", – рассказал замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

"Если говорить о роли катарского СПГ, то кроме Польши и Литвы дополнительные поставки этого газа принципиально ситуацию ни для кого не изменят. Пожалуй, это единственные страны в ЕС, где возможно замещение трубопроводного газа. Например, немецкий рынок слишком большой. Там есть заводы, работающие в реверсном режиме. Теоретически газ можно поставлять из стран Бенилюкс (союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), но необходимости в этом у Германии просто нет", – считает эксперт.

По сути, технически принять такие объемы СПГ, которые заменят трубопроводный газ из РФ, будет невероятно трудно. Европа просто не пойдет на такие трансформации, которые сулят не только перебои в первое время, но и серьезные финансовые издержки из-за строительства необходимой инфраструктуры.

А где выгода?

Предложив Европе заменить российский газ катарским, США забыли об еще одной очень важной составляющей вопроса – долгосрочных контрактах. Разорвать уже существующие – очень сложно и грозит неустойкой.

При этом новые подобные сделки на поставку СПГ страны ЕС не заключают, в отличие от Китая, который подписывает контракты с американскими, катарскими и российскими компаниями на 10 и даже 20 лет.

Как рассказал в беседе с Baltnews главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, долгосрочные контракты на поставку СПГ у стран ЕС есть, но только у тех, кто не имеет доступа к трубопроводам – Испании, Португалии. Однако для всех остальных заключать подобные сделки бессмысленно.

"Во-первых, большинство стран Европы не заключают долгосрочные контракты на поставку СПГ, поскольку их среднее потребление, за исключением пикового спроса, покрывается уже существующими сделками с Норвегией, Алжиром, Россией и другими поставщиками. Любой долгосрочный контракт предполагает схему "бери или плати". Зачем Европе заключать еще одну подобную сделку, если газа и так достаточно? Эта позиция сопряжена с рисками. В 2021 году риск оправдался, так как возник дефицит предложения в рамках покрытия пикового спроса, но такие ситуации являются практически беспрецедентными", – отметил эксперт.

"Во-вторых, трубопроводный газ почти всегда, в действующей ценовой архитектуре рынка, дешевле чем СПГ в силу особенностей транспортировки. Если рассматривать спокойный рынок, а не период идеального шторма, который наблюдался в 2021 году и продолжается в 2022-м, то "голубое топливо", поставляемое по трубе, будет стоить меньше", – считает Алексей Громов.

Эксперт говорит, что для стран ЕС нет смысла в таких долгосрочных контрактах. Даже американский СПГ в 2021 году пришел в Европу только тогда, когда спрос и цена в Азии на него уменьшились.

Страны ЕС не могут рассчитывать на то, что на рынке возникнет избыток дешевого сжиженного газа. Европейский рынок не станет ценообразующим для СПГ – это прерогатива Азии, где экономика активно растет, а Китай нуждается в большом количестве газа. Основные поставки пойдут именно туда.

"Отказываться от текущих долгосрочных контрактов по трубопроводу Европа не будет, поскольку в этом случае придется платить неустойки. Нужно помнить, что сегодняшние цены на спотовых рынках в ЕС – это не стоимость газа по долгосрочным контрактам. Рекордную цену приходится платить как раз за дополнительные объемы, которые "Газпром" в 2021 году не мог обеспечить из-за повышенного внутреннего спроса", – резюмировал Алексей Громов.

Американские политики пытаются ограничить поставки дешевого трубопроводного газа в ЕС. Мощности "Сереного потока–1" уже сократили на 50%. Вашингтон активно мешает вводу в эксплуатацию "Северного потока–2". Вместо дешевого трубопроводного "голубого топлива" Соединенные Штаты предлагают катарский газ, который вроде бы должен покрыть потребление в ЕС. Но вот проблема – поставщики не захотят продавать СПГ в страны Европы, а сами государства ЕС не станут его покупать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме