Брюссель сделает балтийским должникам поблажку, но от наказания не освободит

Статуя Евро у здания Европейского парламента
© Sputnik

Пауль Томсон

Растущие долги Эстонии делают ее потенциальной жертвой наказания за нарушение требований Пакта стабильности и роста Евросоюза.

Властям Эстонии следовало бы тихо отпраздновать решение Брюсселя еще на год отсрочить восстановление Пакта стабильности и роста Евросоюза, который ограничивает размеры дефицита бюджета и государственного долга стран зоны евро.

Эстония еще долго не сможет выполнить жесткие условия этого фискального соглашения, поскольку дефицит ее бюджета будет лишь нарастать, но у страны будет больше времени на урегулирование проблем.

Решение Еврокомиссии было, в общем-то, ожидаемым, но все же оставалась некоторая доля риска того, что брюссельские чиновники под негласным давлением тех государств, что выступают против фискальных послаблений, пойдет, как говорится, на принцип и восстановит статус Пакта, как ранее и планировалось, уже в этом году.

Его действие было приостановлено с началом пандемии по причине того, что практически ни одна страна альянса более не могла выполнить требования этого базового соглашения Евросоюза из-за большого количества взятых кредитов и чрезвычайных, очень затратных мер поддержки экономики в условиях коронавирусного кризиса.

Таллин признает, что выполнить условия Пакта в ближайшие годы будет не в состоянии. Более того министерство финансов Эстонии прогнозирует очередное ухудшение ситуации с государственными финансами: структурный и номинальный дефицит правительственного сектора составит, соответственно, 4,5 процента и 5,3 процента валового внутреннего продукта. Что существенно больше разрешенного Пактом предела (но до "рекордов" ряда других государств альянса Эстонии очень далеко).

И это превышение теоретически грозило традиционно придерживавшейся консервативной фискальной политики Эстонии штрафами и, что еще хуже, "потерей лица". Долги страны также необыкновенно выросли и будут продолжать увеличиваться, но порогового значения, определяемого общеевропейскими нормами, они явно не достигнут так как не превысят 30 процентов валового внутреннего продукта.

Дела идут неважно, долги растут, и во всем этот виновата Россия

В предпандемическую эпоху Пакт, в частности, ограничивал дефициты бюджетов государств альянса 3 процентами, а государственную задолженность 60 процентами валового внутреннего продукта страны. Нарушителей формально ожидали штрафы и всеобщее порицание, но на практике все ограничивалось лишь вторым, а до наказаний дело никогда не доходило, хотя Франция и государства юга альянса хронически и очень значительно превышали пороговые показатели и дефицитов и долгов. Это вызывало не менее хроническое недовольство Германии и стран Северной Европы, строго придерживавшихся требований Пакта и порицавших их нарушителей.

Группа "скаредных" стран и на этот раз осталась верна своим принципам строгой фискальной дисциплины, возразив против намерения Брюсселя отсрочить восстановление действия Пакта. Их не убедили доводы Еврокомиссии, обосновавшей свое решение тем, что национальным правительствам необходимо дать возможность "поддержать тех, кто больше всего пострадал от роста цен на энергоносители, и увеличить государственные инвестиции, необходимые для "зеленого" перехода".

"Наша экономика переживает второй внешний шок за два года", – заявил по этому поводу комиссар Евросоюза по делам экономики Паоло Джентилони. Главным виновником наступления упомянутого второго шока Брюссель, естественно, считает Россию, хотя, как отмечают критики сложившейся в Евросоюзе привычки во всем винить Москву, рост цен на энергоносители начался задолго до начала военных действий на Украине, а остальные составляющие причин кризиса стали результатом введенных против России санкций.

Но так или иначе, Пакт не вступит в силу, как прозрачно намекают в Брюсселе, из-за россиян и радикально сниженных ожиданий экономического роста Евросоюза.

"Очевидно, что Союз еще не вышел из периода серьезного экономического спада, и именно поэтому мы пришли к выводу о пользе продления общей оговорки о выходе из Пакта о стабильности и росте до 2023 года", – провозгласил комиссар Джентилони.

Идея пересмотреть требования Пакта находит все больше понимания

Трудно сказать, по каким причинам Брюссель не акцентирует внимание на том, что против восстановления действия Пакта настойчиво выступала группа государств во главе с председательствующей сейчас в Совете альянса Францией, а также Италией. Возможно, Еврокомиссия не хочет показать, что в чем-то уступает давлению Парижа вопреки возражениям (хотя и довольно вялым) Берлина.

"Для Германии все ясно: мы не будем использовать общую оговорку об освобождении (от требований Пакта). Мы вернемся к долговому тормозу, – заявил министр финансов Германии Кристиан Линднер. – Мы должны остановить пристрастие к еще большей задолженности".

Но Берлин дал ясно понять, что не станет саботировать решение об отсрочке вступления Пакта в силу. В том же духе высказалась, например, и Сигрид Кааг, министр финансов Нидерландов, традиционно выступавших за жесткие меры регулирования долгов и дефицитов.

Вполне вероятно, что этот суровый документ и вовсе будет пересмотрен в сторону смягчения требований. На этом настаивают, в частности, тяжеловесы в лице Парижа и Рима, обосновывающие свою позицию необходимостью модернизировать и озеленять экономику, что требует повышенных затрат, дополнительных кредитов и, как следствие, ведет к увеличению долгового бремени.

Эстония к сторонникам идеи реформирования Пакта вроде бы не присоединялась, но ранее подписалась под коллективным письмом группы государств альянса, призывавших вывести из-под действия его требований расходы на оборону. Таллину, неустанно причитающему насчет угрозы с востока, хотелось бы еще более нарастить военные затраты, но этому мешают рамки Пакта, поскольку закупки дополнительных вооружений небогатой страной ведут к увеличению ее долгового бремени и дефициту бюджета.

Так что ни Таллин, ни другие прибалтийские столицы, также подписывавшиеся под посланием насчет смягчения требований пакта ради обороны, вероятнее всего, возражать против его реформы не станут. Кроме того, практически у всех государств небогатой части Евросоюза дела с долгами и дефицитами сейчас идут неважно, и поправить положение в ближайшие пару лет они вряд ли смогут.

А Брюссель не давал никаких обещаний не наказывать нарушителей требований Пакта (в нынешнем его виде) после вступления документа в силу в следующем году. Так что угроза штрафов отсрочена, но не отменена, и Эстонии стоит осмотрительнее наращивать расходы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме