"Захлебнувшись" в беженцах: Таллин "выбивает" из Брюсселя деньги на украинцев

Украинские беженцы ждут посадки в автобус после пересечения границы Украины с Польшей, 30 марта 2022
© AFP 2022 / ANGELOS TZORTZINIS

Алексей Языков

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Неважное состояние здоровья многих украинских беженцев повышает и без того неподъемные для Эстонии расходы.

Эстония начинает "захлебываться" в потоке украинских беженцев и наряду с другими странами Восточной Европы просит о финансовой помощи Евросоюз.

Проблемы усугубляются, в частности, еще и тем, что прибывающие тысячами люди, к сожалению, на родине не могли воспользоваться должным медицинским обслуживанием – в стране высок уровень заболеваемости ВИЧ и туберкулезом, в январе Украина столкнулась со вспышкой полиомиелита, многие дети не привиты от болезней.

С учетом брюссельской бюрократии на скорый перевод средств помощи из общеевропейских фондов рассчитывать не приходится, хотя альянс в целом с пониманием относится к заявкам о поддержке, в частности, национальных систем здравоохранения.

В Таллине говорили сначала о паре тысяч украинских беженцев, которых могла бы принять и временно благоустроить маленькая и небогатая страна Балтии, затем ставки повысились до 10 тысяч, но и этот порог был быстро преодолен, а сейчас речь идет уже о 50 тысячах человек.

Очевидно, что разместить и обеспечить всем необходимым, включая медицинское обслуживание, в соответствии с высокими европейскими стандартами такое количество "чужаков" Эстония не в состоянии без крайне чувствительного удара по ее бюджету. Так что развивающийся разговор с Брюсселем о деньгах был неизбежен.

Совместное предложение, подписанное 11 министрами здравоохранения восточноевропейских стран, в число которых вошел и министр здравоохранения и труда Эстонии Танель Кийк, содержит призыв к Еврокомиссии инициировать создание специального фонда Евросоюза для покрытия "огромных финансовых усилий", предпринимаемых для оказания медицинской помощи украинским беженцам. Средства планируется использовать для покрытия расходов, в том числе и на медицинское страхование.

Обсуждение "механизмов" помощи затягивается

Министр здравоохранения Польши Адам Недзельский заявил на встрече с коллегами в Брюсселе, что беспрецедентные масштабы и скорость прибытия людей из Украины создают растущую нагрузку на системы здравоохранения, поскольку страны покрывают расходы на лечение беженцев из своих собственных бюджетов.

"По нашим оценкам, в Польше ежемесячные расходы на миллион беженцев могут достигать почти 50 или даже 70 миллионов евро, – цитируют Недзельского европейские издания. – Сейчас у нас более двух миллионов беженцев, так что вы можете легко подсчитать масштаб проблемы".

"То, что наша система будет перегружена, – это всем ясно. Мы ожидаем проблем в онкологических отделениях, отделениях неотложной помощи, ожоговых и травматологических отделениях", – говорил министр здравоохранения Словакии Владимир Ленгварски.

Западная Европа в целом поддерживает предложение выделить средства на поддержку систем здравоохранения в странах альянса с низкими средним валовым внутренним продуктом на душу населения. Министр здравоохранения Греции Танос Плеврис отметил, что его страна имеет огромный опыт размещения беженцев и что он выступает за поиск новых механизмов финансирования для поддержки стран на периферии Евросоюза.

Загвоздка пока лишь в том, что многие на Западе альянса считают, что в создании специального фонда нет нужды и следует использовать средства уже имеющихся фондов и ресурсов. Такова точка зрения, например, Финляндии, а также Австрии и Дании. В том же духе высказывается Берлин, предлагая использовать средства программы здравоохранения Еврокомиссии, выделенные для финансирования вакцинации.

Средств в этом "кошельке" немало, более 5 миллиардов, но и их явно недостаточно, чтобы организовать медицинское обслуживание беженцев. Тем более, что многие из них не привиты от COVID-19: полностью вакцинировано лишь около трети населения Украины. В свое время Евросоюз не очень торопился помочь Киеву с вакцинами. Ну а теперь украинцы, образно говоря, сами прибывают к европейским центрам вакцинации, и альянсу все равно придется организовать и оплатить для них прививки.

Кроме того, всему Евросоюзу и Эстонии в частности придется потратиться на лечение украинских беженцев, многие из которых не могут похвастаться могучим здоровьем. Дети часто не вакцинированы, в том числе от полиомиелита и кори. Брюссель обещает, помимо вакцин против коронавируса, предоставить еще около 300 тысяч доз препаратов от дифтерии и столбняка. Но очевидно, что всего этого недостаточно.

Украина на протяжении многих лет страдала от высоких показателей опасных инфекционных заболеваний, поскольку киевские власти не смогли или не сумели повысить уровень медицинского обеспечения населения. Ситуация, конечно, разнится от региона к региону, а городские жители были обеспечены медицинскими услугами существенно лучше, чем их сельские соотечественники, но в целом ситуация тревожная и разрешение этих проблем потребует очень значительных капиталовложений.

Денег дадут, но недостаточно и не сразу

Брюссель объявил, что выделит в общей сложности 3,4 миллиарда евро из фонда восстановления экономик после коронавирусного кризиса "Новое поколение ЕС", чтобы помочь поддержать расходы принимающих беженцев стран на жилье, образование, здравоохранение, занятость и уход за детьми.

Но, как заявил министр Танель Кийк, он хотя и приветствует намерение Еврокомиссии высвободить средства в имеющихся фондах, но этого "просто недостаточно". Украинские беженцы уже составляют примерно 2% населения Эстонии, и если люди продолжат прибывать, предполагаемые затраты могут составить почти 4% ВВП страны. Сумма, которая "превышает свободные ресурсы государственного бюджета".

"Нам нужны дополнительные ресурсы", – говорит Кийк.

Его коллега по правительству, министр внутренних дел Эстонии Кристиан Яани, также подключившийся к процессу выбивания денег из Брюсселя, говорит, что предлагаемый Еврокомиссией "ход" через фонд "Новое поколение ЕС" подразумевает, что эти средства можно использовать для покрытия расходов на беженцев в срочном порядке.

Но применительно к Эстонии доля выделяемых из фонда средств составит всего 9 миллионов евро. "Это далеко отстает от потребности", – говорит министр Яани, добавляя, что это не дополнительные средства, эти деньги планировалось потратить на иные программы и проекты. А Таллин просит именно о дополнительной финансовой помощи для сшивания прорехи в бюджете, образующейся из-за наплыва украинских беженцев.

Процесс взыскания денег с Брюсселя облегчает для Эстонии тот фактор, что используемая в Евросоюзе система оценки "иммиграционного давления" на государства, принимающие беженцев, показывает, что количество въезжающих людей превосходит возможности Таллина. Предполагается, что эта система поможет организовать "справедливое распределение бремени" между странами альянса.

Правда, пока непонятно каким именно образом, поскольку идея вернуться к распределению иммигрантов по квотам хоть и витает в воздухе, но пока как бы психологически не "переварена" и, естественно, не согласована. И неизвестно пока, когда и как будет обсуждаться.

Зато известно, что государства, попавшие в соответствии с применяемой системой оценки бремени в список испытывающих повышенное давление, точно будут получать финансовую помощь в первую очередь. И Эстония в этом списке числится, хотя и второй, а не на первой позиции, которая занята Польшей. В перечне стоят также Австрия, Кипр и Чехия.

Ввиду того, что ожидается приток еще большего количества украинцев (оценки возможного количества выросли до 10 млн человек), Брюссель считает, что необходимо выяснить, сколько и где оседают люди, чтобы перераспределить помощь туда, где она больше всего нужна.

Формула расчета "иммиграционного бремени" неясна, но в Еврокомиссии говорят, что, помимо количества беженцев, учитываются размеры страны, число принятых в прошлом году иммигрантов, доход на душу населения. Такой подход к расчетам, вероятнее всего, неприятно удивит, например, Румынию, которая на момент подготовки этого материала говорила о 500 тысячах осевших в стране украинцах, а также Венгрию и Словакию, принявших по несколько сот тысяч человек.

Трения и выяснения неизбежно последуют, что, очевидно, затянет и без того обычно неспешный процесс выделения средств из фондов Евросоюза. На срочные переводы миллионов евро ни Эстонии, ни другим принимающим основную массу украинских беженцев странам рассчитывать не стоит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме