В четверг, 21 апреля, эстонские СМИ сообщили о любопытном инциденте, который произошел в Эстонии с фактически псевдо-беженцами с Украины.
Началось все с того, что эстонская полиция посоветовала украинке, прибывшей в Эстонию до начала войны, не ходатайствовать о международной защите, а оставаться в стране на основании краткосрочного разрешения на работу. Но вмешалась в дело, не без жалобы родственника украинки, канцлер права Юлле Мадизе и заявила, что "полиция действовала вопреки общепринятой практике, оказывая давление на женщину".
Оказывается, есть некое законодательство Евросоюза, согласно которому временная защита предоставляется гражданам Украины, которые проживали в странах ЕС до 24 февраля 2022 года, помимо тех, кто "был вынужден бежать из Украины в первый день войны или после".
При этом та женщина, о которой идет речь, прибыла в Эстонию на 10 дней раньше начала спецоперации ВС РФ на Украине. По сути происходящего эстонская полиция отнеслась к женщине, приехавшей к своему сыну в Эстонию, как к псевдо-беженцу, и эта позиция реагирования выглядит вполне адекватной. Поэтому временную защиту украинке не предлагали.
И беженцем быть выгодно, и жить у родни хочется
Но ее предприимчивый сын, также приехавший в Эстонии задолго до начала спецоперации ВС РФ на Украине, подал заявление, в котором просил оценить, является ли непредоставление временной защиты беженцам, прибывшим в Эстонию до начала войны, дискриминацией. Он написал, что служащие Департамента полиции и погранохраны (PPA) посоветовали его матери не ходатайствовать о международной защите, а работать в Эстонии на основании краткосрочного разрешения на работу.
Сообщается, что в полиции женщине объяснили, что при ходатайстве о международной защите на нее будет распространяться ряд ограничений: у нее заберут паспорт, рассмотрение ходатайства займет шесть месяцев, ходатайствующий должен жить в центре временного размещения и не сможет работать. По утверждениям родственника женщины, ей также сказали, что если условия в Украине улучшатся, то вид на жительство ходатайствующего может быть аннулирован, и ей будет запрещен въезд в Шенгенскую зону на пять лет.
В результате этого заявления Юлле Мадизе настояла, что конкретно героиня данной истории, как и другие украинцы, находившиеся в Эстонии до войны, могут ходатайствовать о международной защите в общем порядке.
По мнению канцлера права, речь идет не о дискриминации, но все же о важном вопросе, который касается многих находящихся здесь украинцев и их семей. Канцлер права считает, что если чиновники PPA посоветовали женщине не ходатайствовать о международной защите и обосновали это ограничениями, то такая деятельность должностных лиц противоречит надлежащей административной практике.
"Согласно принципам административной процедуры, должностные лица обязаны давать разъяснения, но на людей нельзя влиять таким образом, чтобы они воздерживались от подачи необходимых ходатайств", – написала Мадизе в своем ответе.
В итоге, как заверил PPA, департамент изменил свою практику, и заявления граждан Украины о международной защите рассматривают, как правило, по возможности быстро, но не позднее, чем за один месяц. Также неправомерно применение к человеку различных ограничений во время административной процедуры.
Следует признать, что, согласно требованию канцлера права, в статус беженца получили возможность переквалифицироваться все украинские мигранты, в том числе трудовые, которые прибыли в Эстонию задолго до происходящих событий. Напомним, в течение нескольких последних лет вопрос трудовых мигрантов, в том числе нелегальных, а также украинских, приносивших немало забот эстонской полиции, стоял достаточно остро.
Теперь все приезжие с Украины, и пробывшие в Эстонии уже немало месяцев и лет, и приехавшие только сейчас, становятся беженцами со всеми вытекающими из этого статуса материальными последствиями и бонусами.
Напомним, колоссальные расходы на беженцев, которые взяло на себя государство, уже вызывают претензии эстоноземельцев, никогда прежде не сталкивавшихся с таким же отношением к себе, хотя бы в части малоимущих слоев населения.