Состояние рынка труда Эстонии: полет в пропасть нормальный

Каски

Илья Круглей

В Эстонии все сильнее ощущается нехватка высококвалифицированных рабочих. При этом компаниям становится труднее найти сотрудников даже для низкооплачиваемой работы. С помощью гастарбайтеров проблему можно решить лишь на время.

В Эстонии вновь начало работать паромное сообщение со Швецией. Судно Baltic Queen будет отправляться из Таллинна в Стокгольм через день. В пресс-службе Tallink сообщили, что с марта, возможно, начнут работу еще несколько судов.

Для эстонцев, которые привыкли ездить на заработки в Скандинавию, это хорошие новости. Пандемия за последние полтора года доставила множество проблем простым обывателям, которые привыкли отправляться на сезонные заработки за границу. Однако рынок труда Эстонии, как и ее экономика, почему-то особой радости от этого не испытывают.

По состоянию на начало февраля 2022 года в стране зарегистрированы около 45 тыс. безработных. Подобный показатель можно считать хорошим, поскольку ровно год назад таких людей было на 11 тыс. больше. Но при этом в крупных компаниях республики все чаще жалуются на невозможность найти сотрудников с необходимой квалификацией. Выходит, в Эстонии свободных рабочих рук стало меньше, но при этом на местном рынке труда их тоже нет.

Куда исчезли все специалисты?

В начале февраля в ERR, ссылаясь на руководителя компании по найму и аренде работников Manpower Estonia, сообщили, что фирмам в прибалтийской республике все труднее найти работников с необходимым им перечнем навыков.

Доходит уже до того, что у работодателей попросту нет выбора – на объявленную вакансию приходит лишь одно резюме. За потенциального работника приходится чуть ли не бороться, причем не потому что он такой уникальный, а потому, что он один и его могут привлечь для работы в другой фирме.

Не слишком радужные новости поступают и от Кассы по безработице. В базе ведомства числится сейчас около 4 тыс. вакансий, однако нет ажиотажа по трудоустройству. На сайт для поиска работы CVKeskus в январе 2022 года поступило на 71% больше предложений о работе, чем годом ранее.

Все это говорит о разбалансировке рынка труда в Эстонии, при котором спрос на сотрудников растет, а вот предложение – то есть желание населения устраиваться на предложенные профессии – остается на месте.

Компаниям, желающим нанять дополнительное число людей, приходится прилагать к этому большие усилий (сюда же относится и предложение более высокой зарплаты), чтобы привлечь работников. С одной стороны, это хорошо, ведь в стране людям будут платить больше денег, а значит, станет расти и покупательская способность. Экономика получит нужное "топливо" для восстановления после пандемии.

Но с другой стороны, фирмы, вынужденные тратить больше денег для новых работников, понесут дополнительные убытки, которые им никто не компенсирует. В итоге это может отразиться на конечной стоимости товаров и услуг таких компаний.

При этом на рынке труда Эстонии, во-первых, наблюдается дефицит высококвалицированных кадров, а во-вторых, как заявили в компании Stell Eesti (клининговые услуги) не хватает даже работников на профессии с минимальной зарплатой.

Нехватка профессионалов связана с тем, что они, как правило, предпочитают работу в других странах – в той же Скандинавии, где платят на порядок больше. Малоквалифицированные кадры тоже уезжают на заработки, поскольку чинить сантехнику в домах, мыть полы в отеле или работать официантом в кафе выгоднее в Финляндии или в Швеции, чем в Эстонии.

Впрочем, если в случае с низкоквалифицированными кадрами все относительно понятно (массово уезжают в более богатые страны), то с узкоспециализированными работниками ситуация сложнее. Они не только уезжают – их в принципе становится в Эстонии все меньше.

"Это не проблема, которая проявилась только сегодня. Ее корни начали формироваться еще 10–15 лет назад, когда в Эстонии началось серьезное изменение состава рабочей силы. Это было связано с тем, что на процесс подготовки различных кадров в балтийской стране оказывалось (не только по линии правительства, но и из-за внешних факторов) мощное влияние. Людей привлекали к профессиям, касающимся работы с IT-технологиями и всем, что связано с интернетом. Параллельно обесценивались специальности, которые нужны в работе реального сектора экономики – в первую очередь в производстве", – поделился мнением с Baltnews эстонский экономист Ханон Барабанер.

По мнению эксперта, проблема с поиском высококвалифицированных кадров на рынке труда в Прибалтике формировалась более десятилетия, а значит, на ее решение уйдет не меньше, а может даже и больше времени.

Барабанер подчеркнул, что отчасти решение трансформировать рынок труда в сторону подготовки IT-специалистов и людей, разбирающихся в вычислительной технике, было правильным. 10–15 лет назад действительно нужно было подготовить определенную часть молодого поколения к тому, чтобы оно хорошо разбиралось в этом секторе, но процесс стал повальным.

Специальность высококвалифицированного строителя или металлурга сделали малопривлекательной, а в информационном поле подобные профессии преподносились как пережиток прошлого. Теперь найти хорошего специалиста для реального сектора экономики крайне сложно.

Да, многие уезжают на заработки, но даже если полностью остановить этот процесс, рынку труда Эстонии все равно будет не хватать нужных специалистов. А если речь пойдет о том, чтобы нарастить производственные мощности в балтийской стране, то таких кадров понадобится еще больше.

Поколение, которое обладает такими навыками для работы на производстве, стареет. Тех, кто все же выучился на подобные профессии, слишком мало, а готовить новых никто не торопится. Рынок труда Эстонии в перспективе станет испытывать еще больший дефицит высококвалифицированных кадров, если не произойдет кардинального изменения в образовании и в мировоззрении населения.

Надо понимать, что каким бы хорошим ни был IT-специалист, который работает на компьютере, он сидит на стуле, который должен кто-то и где-то сделать. Виртуальная реальность хороша до тех пор, пока не появляются проблемы в реальном секторе экономики, тогда уже становится не до цифровых технологий.

Жить на пособия или работать?

Еще один важный фактор, который сегодня влияет на состояние рынка труда Эстонии – это нежелание части населения искать работу. Многие люди попросту довольствуются пособиями по безработице.

Еще в ноябре 2021 года об этой проблеме говорили в Торгово-промышленной палате Эстонии. Тогда отмечалось, что около 9 тыс. граждан получало пособие по безработице в размере 292 евро в месяц, а около четверти от всех безработных в стране (тогда это было около 44 тыс.) – 500 евро в месяц.

"У нас сделали все, чтобы отбить стремление у простого человека работать, а вместо этого привить ему лишь одно желание – получать деньги. Звучит странно, но в сознании современного жителя Эстонии, как и многих других европейских стран, эти два пункта, хоть и противоречат друг другу, связаны очень сильно.

Простой обыватель из-за раскрученной в информационном поле идеологии потребления больше думает не о том, как получать удовольствие от того, чем он занимается на работе, или как совершенствовать свои навыки для реализации амбиций. Вместо этого человека больше заботит вопрос, как можно получить денег, но при этом приложить для такой задачи минимум усилий. Отсюда у работодателей Эстонии и проблемы с поиском качественных кадров. Почему многие сегодня довольствуются 500 евро вместо того, чтобы пойти и работать? Все просто. У них нет ни навыков, ни желания их получать", – объяснил Барабанер.

Трудоспособный человек, который обладает нормальным багажом знаний и разбирается хотя бы в какой-нибудь специальности, никогда не будет довольствоваться социальными выплатами или пенсией, если он способен работать. Это простая психология.

Да, 500 евро – это хорошо, но можно ли надеяться на такую помощь от государства вечно? А что если выплаты сократят или произойдет новая волна пандемии, провоцирующая еще более серьезный кризис и рост цен, когда 500 евро уже будет мало?

Что если на работу все же придется устроиться, а в графе "опыт работы" придется писать "сидел на пособии"? Разумеется, человека с определенным багажом знаний и навыков такой сценарий не устроит, поэтому он в любом случае будет искать работу.

В Эстонии, учитывая сообщения Торгово-промышленной палаты, таких людей все меньше. Весомая часть работоспособного населения страны как раз довольствуется этими 500 евро. У человека – из-за того, что он считает работу в реальном секторе экономики чем-то архаичным, – нет желания получать новые узкоспециализированные навыки в промышленности, сельском хозяйстве, строительной сфере и т.п.

Проще получить 500 евро, а если не хватит – можно немного подзаработать, съездив на время в Финляндию или Швецию, где для трудоустройства не обязательно учиться годами и осваивать навыки в определенной сфере, достаточно просто уметь мыть посуду.

Помочь рынку труда, но разогнать инфляцию

В беседе с Baltnews руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев рассказал, что серьезные проблемы с разбалансировкой рынка труда есть не только у стран Балтии и ЕС. Они наблюдаются также в России и США.

Во-первых, это следствие пандемии: многие работники ушли на дистанционную работу и после возвращаться в офис не захотели, растет число вакансий на "удаленке". Во-вторых, после сокращения штатов в отдельных отраслях и секторах (например, в гостиничном секторе и в туризме), работники также не спешат возвращаться на прежние рабочие места, опасаясь сложностей с зарплатой. В-третьих, усилилась такая тенденция, как монетизация хобби, заработок в интернете, самозанятость. Такие процессы происходят сейчас во многих странах.

"Есть и фундаментальные факторы, которые привели к недостатку персонала в Прибалтике. Во-первых, это демографический разрыв: нехватка поколения сотрудников в возрасте 30 лет и старше – наследие тяжелых 90-х. Во-вторых, присутствует отток молодежи в поисках работы в европейских странах. При этом есть недостаток мигрантов, которые также покинули многие отрасли из-за пандемии (уехали на родину, а заменить их некем). Не следует забывать и про активный рост онлайн-торговли, служб доставки, из-за чего растут зарплаты сотрудников в этих секторах, но рабочих рук также не хватает. Кстати, это тоже общая тенденция для стран Европы", – пояснил Деев.

Можно говорить в данный момент о том, что недостаток персонала и рост зарплат становится одним из факторов разгона инфляции в ЕС. И, конечно, это отражается на рынке труда в странах Балтии. Каким образом будет решаться данная проблема, пока непонятно: о трудностях говорят власти многих стран, но конкретных путей решения никто не предлагает", – резюмировал эксперт.

В случае с Эстонией можно было бы решать проблемы перекоса на рынке труда за счет привлечения дополнительного числа гастарбайтеров. К примеру, выходцы с Украины готовы работать в Эстонии за меньшую заработную плату, чем местные. Таким образом, компаниям не пришлось бы увеличивать расходы, следовательно, не нужно повышать цены на свою продукцию.

Отчасти это уже делается. В начале февраля МВД и Министерство экономики согласовали поправки в Закон об иностранцах, призванные упростить завоз в Эстонию иностранной рабочей силы и позволить технологическим компаниям привлекать высококвалифицированных специалистов из стран, не являющихся членами Европейского союза.

Среди важных пунктов такой инициативы следует отметить:

  • снижение минимальной ставки для иностранного специалиста. Раньше по закону надо было платить гастарбайтеру по ставке, равной двухкратной средней брутто-зарплате в Эстонии, а теперь достаточно выплат, превышающий этот показатель лишь в 1,5 раза;
  • увеличение периода временной работы иностранных специалистов, привлекаемых вне миграционной квоты, с одного года до трех;
  • упрощение процедуры по привлечению иностранных работников технологическими компаниями Эстонии, оборот которых за предшествовавшие три года вырос как минимум на 20%.

Разумеется, завалить проблему на рынке труда гастарбайтерами – это не панацея, но вполне возможно, что у правительства республики в данный момент нет другого выбора. Да, сами эстонцы, когда иностранцы готовы работать в их стране за меньшую зарплату, будут еще чаще уезжать в Северную Европу. Но зато экономика получит необходимые ей рабочие руки.

Кстати, похожий шаблон с привлечением наемной рабочей силы с Украины уже несколько лет использует Польша. Надо признать, что экономике страны это дало свои плюсы. Впрочем, сиюминутная выгода, а точнее – попытка сбалансировать рынок труда хотя бы на несколько лет, пройдет. Со временем гастабрайтеры могут осесть.

В Польше этот процесс уже усиливается, а значит, то же произойдет в Эстонии. Когда это случится, такие работники захотят получать куда больше. Да и проблему с оттоком местного населения Эстония таким образом не решит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме