Водород – звучит гордо: Эстонии стоит поучиться у Германии предприимчивости

Газоперерабатывающий завод
© Sputnik / Михаил Воскресенский

Пауль Томсон

Германия торопится стать международным лидером водородной экономики, а малые страны Евросоюза пока даже не приступали к осмыслению масштаба задач.

Правительство Германии, уверенное в необходимости освоения технологий использования водорода вместо "грязных" видов топлива, создает основу будущего лидерства в "водородной экономике". Берлин открывает офисы "водородных" представительств в Москве, Киеве и ряде других столиц, договариваясь о будущих поставках газа, который в ближайшие пару десятков лет, как полагают, во многом заменит иные энергоносители в промышленности, энергетике и транспорте.

И Эстонии следовало бы по примеру немцев уже сейчас готовиться к "водородной революции", разрабатывая планы собственного производства газа и логистику его поставок из-за рубежа.

Заявленные Евросоюзом цели, под которыми подписалась и Эстония, подразумевают достижение углеродной нейтральности к 2050 году (Германия взялась добиться этого уже к 2045 году) и значительное сокращение эмиссии углерода к 2035 году. Времени на самом деле осталось не так уж и много, если учесть, что предстоит фактически с нуля создать новую отрасль экономики и необходимую для нее инфраструктуру.

Можно спорить о целесообразности или практической реализуемости планов Брюсселя, который делает ставку именно на водород как на альтернативу природному газу, дизелю и углю, но обязательства уже подписаны, планы утверждены и всеми согласованы.

Одной из основных причин нацеленности Берлина на импорт водорода считается недостаточные возможности страны для производства необходимого ее промышленности количества "зеленого" водорода, полученного путем электролиза воды и за счет "чистой" электроэнергии. Именно по этой причине, как утверждается, немцы открывают офисы "водородных" представительств национального агентства по сотрудничеству в целях развития (GIZ) в Москве, Киеве, Эр-Рияде, Луанде, Абудже и ряде других столиц за пределами Евросоюза.

"Импорт зеленого водорода" будет необходим, поскольку местный спрос намного превышает имеющееся предложение", – заявляет "зеленый" вице-канцлер Роберт Хабек в недавно опубликованной программе "Вступительный баланс".

Многие в Евросоюзе полагают, что Берлин, активно практикующий сейчас "водородную дипломатию" и договариваясь о сотрудничестве с третьими странами, имеет целью не только обеспечение немецкой экономики достаточным количеством газа, но и определенные внешнеполитические задачи.

Своевременное создание взаимовыгодных связей с теми государствами и регионами, что сейчас немалую часть своих доходов получают за счет экспорта нефти, нефтепродуктов и газа равнозначно, с точки зрения Берлина, предотвращению конфликтов. В ином случае неизбежных при сломе углеводородной экономики. Водород станет новым средством глобальной торговли энергией, заменив собой нефть. Кроме того, немцы, как считают их критики, стремятся оставить за собой лидерство в будущей "водородной экономике".

Канцлер Олаф Шольц говорил на недавнем виртуальном форуме в Давосе, как напоминает Euractiv, о прибыльной торговле водородом, которую помогут наладить нынешним странам-экспортерам нефти.

Россия как перспективный производитель и экспортер водорода

Канцлер Шольц говорит, что мощности по производству водорода должны стать экологически нейтральным экспортным товаром для развивающихся стран. Через свой "Климатический клуб" Шольц хочет "координировать инвестиции в "зеленый" водород на международном уровне, чтобы обеспечить надежные глобальные поставки".

"Взаимная выгода очевидна – для такой страны, как Германия, с сильной промышленной базой и высоким энергопотреблением, а также для тех, кто станет основными производителями "зеленого" водорода, а именно для стран с формирующимся рынком и развивающихся стран", – заявлял канцлер в Давосе.

"Зеленый" водород может стать важным экспортным товаром для стран со значительным потенциалом возобновляемых источников энергии, большим пространством и сравнительно невысоким уровнем недовольства и сопротивления населения. Много солнца, много свободных земель и большое количество безработных в тех же Анголе или Нигерии, как надеется Берлин, создают возможность разворачивания многочисленных солнечных электростанций с прилагающимися к ним заводам электролиза воды.

Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок во время недавнего визита в Москву настаивала на "более глубоком сотрудничестве в области энергетики, особенно с целью устойчивого развития". В России, кстати, к водородным идеям относятся с интересом и пониманием, имея возможности и уникальные технологии производства газа.

Без России никуда: что будет с европейским энергетическим рынком >>>

Министр иностранных дел России Сергей Лавров после переговоров с Бербок говорил, они широко обсуждали "проекты сотрудничества в области здравоохранения, изменения климата, возобновляемых источников энергии, а также водородных стратегий и технологий". Берлин устами министра Бербок заявляет о том, что "очень заинтересован в том, чтобы за рубежом появилось больше производственных мощностей по производству зеленого водорода для удовлетворения наших будущих потребностей в импорте".

Цель также состоит в том, чтобы "обеспечить нынешним экспортерам ископаемого топлива адаптацию их бизнес-моделей на ранней стадии, чтобы смягчить экономические перекосы и, следовательно, потенциальные риски для безопасности".

Очевидно, что малые страны Евросоюза, включая и Эстонию, не могут себе позволить роскошь заглядывать так далеко в будущее и планировать настолько масштабные перемены (как экономические, так и политические) и инвестиции, какие вполне по силам могучей экономике Германии.

Но каким бы далекими не казались сейчас предстоящие перемены, они практически неизбежны. Следует определиться хотя бы с тем, намерена ли страна пытаться наладить собственное производство "зеленого" водорода (маловероятно, если учесть дефицит электроэнергии в целом и экологически чистой в частности), "голубой" его разновидности (то есть из природного газа) или же будет рассчитывать только на импорт.

Тем временем планы Эстонии относительно водорода выглядят довольно туманно. Часть средств, получаемых страной из фонда "Новое поколение ЕС" предполагается потратить на "внедрение интегрированных водородных технологий", но каковы конкретные программы и задачи пока остается неясным.

Хотя сообщается о более чем двух десятках заявок местных компаний на оказание государственной финансовой поддержки их водородных проектов, о каких-либо конкретных результатах пока говорить не приходится. Среди рассматриваемых проектов есть и тот, что предлагается для порта Палдиски, который претендует на роль водородного хаба. Неясно только, о каком водороде идет речь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме