Завершился 2021 год. Позади остались непростые 12 месяцев продолжающейся пандемии коронавируса, весенний локдаун, жаркое лето, и, наконец, энергетический кризис в Европе. Лишь за последние несколько месяцев стоимость электричества в Эстонии несколько раз ставила ценовые рекорды.
Правительство Эстонии, в свою очередь, намерено помочь с долгами по счетам, однако не всем. Некоторые политики раздают советы, как экономить, стирая по ночам.
Специалисты же разделились на два лагеря: одни ругают "зеленый переход", другие утверждают, что "озеленять" энергетику следует как можно быстрее. Кому верить и чего ожидать от грядущего 2022 года, Baltnews рассказал доктор технических наук, соучредитель проекта Enerhack Игорь Крупенский.
– Г-н Крупенский, чего ожидать от рынка энергетики в следующем 2022 году? Сохранится ли тенденция дальнейшего роста цен?
–Надо учитывать тот факт, что тепловой энергии (горячей воды) в Эстонии мы потребляем больше, чем электричества. Следовательно, необходимо брать в расчет и подорожание самой тепловой энергии. Как раз с первого декабря цена для потребителей таллинской тепловой сети выросла на 66%.
Повышение стоимости связано, в первую очередь, с увеличившейся ценой на природный газ. Если говорить о тенденциях и прогнозах, то более гуманную цену на электроэнергию стоит ожидать весной 2022 года. Почему? Потому что именно тогда на полную мощность заработают скандинавские гидроэлектростанции.
– Государство намерено помочь малообеспеченным семьям, компенсируя до 80% затрат на электроэнергию. Какие шаги могло бы предпринять еще правительство на фоне постоянного роста цен?
– Это очень положительный шаг со стороны государства. Надо иметь в виду, что при любом производстве один из основных источников расходов – это энергия (электроэнергия, тепловая энергия, топливо).
Соответственно, при увеличении стоимости на энергоносители есть опасность, что вырастут и цены на потребительские товары и услуги. Быть может, правительству стоит взвесить льготные условия (по акцизу или стоимости сетевой услуги) для больших производственных компаний?
– По мнению ряда экспертов, настоящий энергетический кризис стал результатом слишком жаркого лета. Так ли это на самом деле?
– Мне кажется, что нет одной единственной причины и сложившаяся ситуация – это комплекс различных факторов.
Например, несколько лет назад в осенний период сильно подорожала цена на древесную щепу. И причина заключалась в том, что осень выдалась очень дождливой, и поставщики биомассы из-за размытых дорог просто не могли попасть вглубь леса. Все это, безусловно, сразу отразилось на стоимости топлива.
– Как сегодняшнее развитие ситуации может повлиять на "зеленый переход" в Эстонии?
– План "зеленого перехода" принят на уровне Европейского Союза, соответственно, и наша страна обязана следовать общей стратегии. Данный переход в определенной перспективе обязательно принесет больше стабильности.
Например, одна из самых низких цен на электроэнергию сейчас у Дании, которая за последние десятилетия внедрила очень много источников возобновляемой энергии. В основном, это ветряные парки (как на суше, так и в открытом море). У Эстонии также есть большой потенциал развития ветряной энергетики.
– Согласно прогнозу, в 2022 году в Эстонии будет произведено 1690 гигаватт/часов возобновляемой электроэнергии. При этом повышения платы не ожидается (1,13 цента за киловатт/час без налога). Как сильно развитие возобновляемого электричества повлияет на энергетический рынок Эстонии и ЕС в целом?
– Есть определенный механизм поддержки внедрения источников возобновляемой энергии. К примеру, в начале следующего года откроется тендер на поставку большого количества "зеленой" энергии.
Цена будет зафиксирована и у производителя появится уверенность в возврате своих инвестиций. В то же время при производстве электроэнергии из ископаемых топлив (уголь, нефть, природный газ, сланец) приходится оплачивать стоимость выбросов углекислого газа (сегодня она составляет 80 евро за тонну). Именно это делает область возобновляемой энергетики более конкурентоспособной.
– На сегодняшний день цена на электроэнергию находится в прямой зависимости от стоимости газа. Голубое топливо, в свою очередь, продолжает дорожать. Как скоро можно будет избавиться от такой зависимости?
– В Эстонии (и во многих странах Европы) нецелесообразно производить электроэнергию на базе природного газа. Природный газ в основном использует для области тепловой энергии (для нужд отопления).
Хотя еще совсем недавно (в 2008 году) таллиннская тепловая сеть длиной 500 километров на 100% снабжалась тепловой энергией на базе природного газа, в том числе работала электростанция Иру и производила электричество на базе газа.
Сегодня же более 60% тепловой энергии в столице производится с помощью древесной щепы и бытовых отходов. Оба топлива – домашние, и их цена более стабильная.
В определенной перспективе можно будет полностью отказаться от газа и покрывать пиковые нагрузки с помощью тепловых насосов, используя остаточную энергию канализации, а также энергию моря.
– Больше половины жителей Эстонии скептически относятся к достижению климатических целей ЕС, поскольку именно в их дорогостоящей реализации люди видят причины повышения цен на электроэнергию. Как повлиять на общественное мнение? И стоит ли вообще это делать?
– Именно для этих целей наша команда запустила проект Enerhack. С помощью различных мероприятий мы повышаем осознанность нашего общества в области энергетики, начиная с самого юного возраста.
Например, летом в кампусе Таллиннского Технического Университета мы провели бесплатный энергетический лагерь и обучили энергетике 1500 детей. При этом самым юным участникам было всего по шесть лет! Чем глубже будут знания нашего общества в сфере энергетики, тем осознаннее оно сможет принимать решения.