Советник Европейского совета по международным отношениям, эстонский политический эксперт Кадри Лийк не в первый раз высказывает мнение, идущее вразрез с официальной точкой зрения Таллина и других стран Балтии относительно отношений с Россией. Возможно, именно это объясняет ее непопулярность на родине и растущий спрос на ее мнение в серьезных европейских средствах массовой информации.
Интервью на тему "украинского кризиса", которое Лийк дала брюссельскому изданию Euractiv, вызывает повышенный интерес уже тем, что эксперт говорит о невозможности присоединения в ближайшем будущем Грузии и Украины к НАТО, о невозможности нападения России на Украину.
Надо отметить, что применительно к советнику Европейского совета по международным отношениям, политологу Кадри Лийк словосочетание "эксперт по России" можно использовать без иронии. Она довольно части в последнее время цитируется в крупных европейских и американских изданиях, старающихся поддержать свое реноме объективных изданий в посвященных российской проблематике материалах. А вот в эстонских средствах массовой информации да и в официальном Таллине Лийк, похоже, не очень привечают.
В недавнем комментарии для The New York Times она заявляла: "Нет, Путин не пытается обрушить Запад", то есть говорит прямо противоположное тому, что выкрикивают с трибун многие эстонские и иные прибалтийские, а также польские политики.
В отличие от них Лийк намного больше знает и понимает, не передергивает факты и не опускается до упрощения мыслей и доводов до уровня примитивной русофобии. И хотя назвать ее другом Москвы нельзя ни при каких обстоятельствах, но вполне объективным "исследователем" российской политики она несомненно является.
Читать ее интересно даже в тех случаях, когда Лийк говорит совершенно очевидные для россиян (но мало понятные для жителей Запада) и когда она ошибается, приписывая Москве намерения, которых у той нет.
Впрочем, следует признать, эстонский эксперт смог счастливо избежать попадания в многочисленную компанию "специалистов по России", экстрасенсов, якобы проникших, по их уверениям, в тайные и весьма мрачные мысли президента Владимира Путина, "мечтающего о реванше" и о "воссоздании империи".
Запад не пойдет на поспешную интеграцию Украины и Грузии
Спрос на поделки "знатоков России", склонных к передергиванию фактов, остается высоким, но судя по тому что в западных средствах массовой информации стали чаще появляться материалы серьезных экспертов, демагоги порядком утомили публику. На их фоне Кадри Лийк смотрится образцом объективности.
Так, по ее мнению, говорить о будущем членстве в НАТО Грузии и Украины в настоящее время бессмысленно.
Радетели "демократии": как Прибалтика весь год Грузию поучала >>>
"Процесс был де-факто заморожен после [российско-грузинской] войны 2008 года. Теперь Москва хочет его формализовать. Их требование состоит в том, чтобы Украина никогда не становилась членом НАТО. Я не понимаю, как Запад может согласиться с этим, с такой формулировкой. При этом я думаю, что де-факто этот вопрос не стоит в повестке дня и вряд ли вернется в повестку дня, пока не произойдут изменения в стратегической обстановке", – говорит эксперт в интервью Euractiv, комментируя возможные изменения по итогам (вернее, их отсутствию) недавних переговоров о гарантиях безопасности между Россией и США, а также НАТО.
"Сейчас, как я понимаю, США предлагают русским переговоры по контролю над вооружениями и учениям. Они надеются, что это поможет решить украинский вопрос так, чтобы он удовлетворил Москву, – говорит Лийк. – <...> Однако мы не уверены, достаточно ли этого для президента Путина, потому что его дипломаты ясно дали понять, что Россия хочет формальных и обязательных гарантий. Так что всегда остается вариант, что, когда Москву не устраивает то, что они могут получить дипломатическим путем, они попытаются применить военные средства".
"Я, например, не думаю, что Москва начнет тотальную сухопутную войну против Украины, несмотря на то, что войска, казалось бы, собираются именно для этого. Я просто этого не вижу. Я имею в виду, что это было бы крайне непопулярным в российском обществе. И настолько непопулярно, что, я думаю, даже [Владимиру] Путину пришлось бы опасаться последствий", – уверена политолог.
"Но я вовсе не исключаю более ограниченных военных действий. И не обязательно даже сейчас, этот вариант всегда будет в заднем кармане Москвы. Они могут демобилизовать войска, если покажется, что видимая мобилизация выполнила свою задачу по запуску дипломатических переговоров, но вариант чего-то быстрого, быстрого и безобразного, будь то авиаудар, будь то [что-то еще], все равно останется", – считает политолог.
"В благоприятной (международной) среде, в которой Россия и Запад [выступают как] единомышленники, теряет значение, кто является членом НАТО, а кто нет. <...> Москва всегда беспокоилась насчет расширения [НАТО], но на рубеже веков еще можно было заявить, что "если НАТО не враг вам, зачем вам возражать против присоединения к ней прибалтийских стран?", и этот аргумент сработал", – уверена Лийк.
"Сейчас это невозможно, поскольку если НАТО думает, что Россия ей угрожает, то автоматически верно и обратное. Планировщики обороны смотрят не на намерения, а на возможности. Я не думаю, что среда может стать настолько благоприятной, чтобы членство (Украины и Грузии) окажется возможным. И я не очень верю в сценарий поспешной интеграции Грузии и Украины в условиях кризиса. Не думаю, что на это пойдет и Запад", – считает эксперт.
Устаревшие взгляды ведут к непониманию и конфронтации
По мнению политолога, гораздо более приемлемым для всех сторон мог бы быть мягкий вариант оборонно-технической помощи Украине и Грузии со стороны Евросоюза, то есть вне рамок НАТО: "Россия всегда настолько могущественнее, что эти вещи не будут иметь решающего значения. Хотя зависит, конечно. Есть оборудование, которое более чувствительно, чем другое оборудование".
"Вооружение Украины, которым занимаются Соединенные Штаты – это щекотливая проблема, – считает Лийк. – В том смысле, что если вы ожидаете, что Украина станет жертвой нападения, вы захотите предложить ей свою поддержку и вооружить ее. Но это хорошо, правильно и прекрасно, пока Россия тоже так считает. Но раз Россия рассматривает процесс вооружения враждебной ей Украины как угрозу, то это может вдохновить Россию на нанесение ответного удара в другом месте. Надеюсь, что и в Москве правильно понимают смысл нашей поддержки Украины".
В качестве комментария к словам Лийк стоит отметить, что в Москве, надо думать, правильно понимают, зачем Запад вооружает Украину, зачем и что именно США там размещают или планируют разместить. И не испытывает на этот счет иллюзий или недостатка в информации.
В противном случае не последовало бы неожиданное для Запада требование России провести срочные переговоры о гарантиях безопасности и о "замораживании" расширения НАТО на восток. Так что эстонский политолог, которая не может этого не понимать, здесь явно лукавит.
Решительный тон Москвы и немедленное согласие США на такие переговоры говорят о понимании сторонами, насколько опасной стала ситуация.
Тем более, что ранее в материале, опубликованном в The New York Times Кадри Лийк говорила, в частности, что "Кремль действует осторожно в мире, который он считает раздробленным и сложным".
"Это правда, что Россия по-прежнему считает Запад своим главным противником, но ее внешняя политика все больше руководствуется необходимостью научиться действовать в мире, где больше не доминирует Запад", – отмечала эстонский политолог. Осторожные действия, надо полагать, подразумевают избегание обострения конфронтаций и нанесение каких-либо "ударов".
"Запад, видя в России непримиримого врага, находит заговор там, где может быть хаос. <...> Эти устаревшие взгляды, усугубляемые навязанной пандемией изоляцией, потенциально опасны и ведут в лучшем случае к непониманию, а в худшем – к конфронтации. А когда существует реальная угроза эскалации, как на Украине, особенно важно, чтобы каждая сторона четко видела другую", – отмечала Лийк.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.