"Продвинутая федерация" отправит Прибалтику на периферию европейской политики

Флаги стран Балтии и ЕС

Алексей Языков

Евросоюз вновь делится на два лагеря, но сегодняшние разногласия определены противоположными взглядами на будущее альянса – двигаться к федерации или оставить все как есть.

Эстония и две другие страны Балтии в первый раз ясно обозначили свое несогласие с намерением группы западноевропейских государств продвигать федерализацию Евросоюза. Подписав совместное заявление с Северными, Центрально- и Восточноевропейскими странами, прибалтийские республики выступили против внесения изменений в основополагающие соглашения альянса, не поддержав реформы, предлагаемые Брюсселем, Римом, Парижем и Берлином.

Ранее лидеры стран-"тяжеловесов" и Европарламент высказались за то, чтобы начать процесс трансформации политико-экономического союза в нечто похожее на федеративное "сверхгосударство".

В самом Таллине вряд ли кто-нибудь обратил внимание за местными заботами и борьбой с георгиевскими ленточками на появление в европейских изданиях цитат из совместного заявления, подписанного третью государств Евросоюза, в котором высказывается несогласие с предложением реформировать базовое соглашение альянса.

Эстония, как выясняется, имеет в этом вопросе свою позицию, противоречащую мнению крупнейших государств Евросоюза. Предлагаемые поправки подразумевают начало нового этапа централизации власти, отмену принципа единогласного принятия ключевых решений и ряд других изменений, которые можно считать началом процесса федерализации альянса.

Ранее с примерно аналогичными предложениями по этому поводу, как и ожидалось, выступили перед депутатами Европарламента премьер Италии Марио Драги и только что переизбранный на пост президента Франции Эммануэль Макрон. В поддержку идеи инициировать процедуру реформирования Евросоюза высказалась, будучи недавно в Киеве, и министр иностранных дел Германии Анналена Бербок, говорившая в этом случае, надо думать, от имени правительства Германии и канцлера Олафа Шольца.

Основанием, а точнее говоря, поводом для "коллективного" призыва лидеров европейских тяжеловесов к переменам стали итоги завершившейся Конференции будущего Европы, массовой кампании выяснения "чаяний широких народных масс", прошедшей под патронажем Европарламента.

Общественно активные европейцы, которых традиционно оказалось намного больше в странах Западной Европы, чем на востоке альянса, ожидаемо высказались за реформы, за расширение полномочий Брюсселя, за единую налоговую систему. Европейцы вроде как хотят превращения политико-экономического союза в полноценную федеративную сверхдержаву с централизованной властью, способной принимать оперативные решения большинством голосов.

А союз этот при необходимости, как считает, в частности, президент Макрон, можно разделить на две части: первая, продвинутая, объединится на федеративной основе, а вторая, куда можно включить и страны-кандидаты на вступление в альянс, а также Великобританию, может строиться на конфедеративной или какой-нибудь вовсе иной основе. Макрон, не вдаваясь в детали, назвал вторую часть "европейским сообществом", предложив включить в него и Украину, которая в ближайшее десятилетие, а может и два, полноценного членства в Евросоюзе, как считают трезвомыслящие европейские обозреватели, добиться не сможет.

Начать предлагается с отказа от права вето

Идеи Эммануэля Макрона, основанные на самом деле на не новой и довольно давно обсуждаемой в кругах европейских теоретиков программе реформирования Евросоюза, встретили немедленную отрицательную реакцию в странах Северной, Центральной и Восточной Европы. Суть наиболее спорных, по их мнению, предложений сводится к тому, чтобы отказаться от установленного базовыми соглашениями принципа единогласного принятия решений.

Так же, как и итоги упомянутой Конференции будущего Европы, а также высказывания на этот счет Марио Драги, предложения были сочтены призывом к ускоренной федерализации альянса, попыткой завуалированной передачи управления крупным западноевропейским государствам, имеющим большинство голосов в Европейском совете.

"Мы не поддерживаем необдуманные и преждевременные попытки начать процесс изменения договора", – цитируют европейские средства массовой информации "просочившийся" текст, подписанный Болгарией, Чехией, Данией, Эстонией, Финляндией, Латвией, Литвой, Мальтой, Словенией и Швецией. К протестам присоединился и ряд других "малых" государств альянса.

Отказ от права вето (а именно это подразумевается в предложениях сторонников реформы) будет означать, что решения можно будет принимать подавляющим большинством голосов, как это уже делается в ряде случаев при обсуждении не столь важных вопросов. То есть достаточно будет, чтобы лишь 15 из 27 государств альянса проголосовали "за", если они представляют более 65 процентов 450-миллионного населения Евросоюза.

В этом случае несколько наиболее густонаселенных стран, Германия, Францией и Италия получат решающее преимущество и смогут, как опасаются в малых странах, провести практически любое решение, пренебрегая мнением "отстающих".

Так появится, например, принцип обязательного перехода на евро, что в Швеции и Дании считают неприемлемым, единая налоговая система или европейская армия, то есть все то, что считает необходимым и назревшим Западная Европа, но не хотят остальные регионы альянса. Альтернативой такому сценарию в случае успеха затеи может стать лишь разделение на упомянутые президентом Макроном "продвинутую" федерацию и некое "сообщество", состоящее из противников федерализации, отстающих и вовсе не состоящих в Евросоюзе стран.

Иного нет у них пути, в федерации остановка

Подписанты послания-протеста, включая и Эстонию, указывают на то, что "изменение договора никогда не было целью конференции" о будущем Европы, и предостерегают от "инструментализации" итогов выяснения мнения европейцев.

Следует отметить, что они ошибаются относительно "никогда не было". Как раз именно такая цель перед кампанией конференции и была поставлена, хотя, возможно, она и не была ясно и однозначно озвучена. В заявлении протестующих стран также говорится, что усилия на направлении федерализации "повлекут за собой серьезный риск отвлечения внимания" от общественных приоритетов и "насущных геополитических проблем, стоящих перед Европой".

Как показали недавние кризисы, Евросоюз "может справиться с ними, оставаясь в нынешних договорных рамках", заявляют подписанты послания, приводя в пример совместную борьбу с пандемией.

Они и тут заблуждаются или же лукавят. Скоординированная "атака" европейских лидеров-тяжеловесов вызвана как раз тем, что альянс не умеет эффективно справляться с кризисами, поскольку не способен в нынешнем его виде и состоянии к выработке единого мнения и, как следствие, к оперативным действиям. Будь то пандемия с ее конфликтами и паникой на начальном этапе, или же оппортунизм Польши и Венгрии, или энергетический кризис, не говоря уж о явном несоответствии интересов в вопросе об отношениях с Россией и Китаем.

Даже если не вспоминать о том, что союз, будучи создан когда-то для того, чтобы "повязать" все страны континента (за исключением России) неразрывными, взаимовыгодными экономическими и торговыми зависимостями, сделав невозможными войны и конфликты, все же изначально имел своей целью формирование в отдаленном будущем единой сверхдержавы.

Когда-то о ней мечтали как о будущих "Соединенных штатах Европы", сейчас говорят как о "Федеративной Европе", но цель остается все той же.

Берлин, Париж и Рим вместе с другими западноевропейскими столицами в любом случае будут двигаться в этом направлении, поскольку иного сценария развития для себя не видят. Мир дробится на гигантские блоки, конкурировать с которыми относительно маленькая Европа долго не сможет в силу недостатка ресурсов и демографических проблем. Если для малых государств континента все это видится весьма отдаленной проблемой, далекой от их повседневных нужд, то "тяжеловесы" в полной мере осознают реальность перспективы медленного "падения" в соревновании с Азией, Россией и Латинской Америкой.

Иными словами, реформирование Евросоюза, с точки зрения интересов тройки Париж–Берлин–Рим, назрело, ситуация чередующихся кризисов переменам благоприятствует, а потому они должны быть так или иначе реализованы за счет отказа стран ЕС от суверенитета. А для начала – от права вето при принятии решений. Столкновение, образно выражаясь, центростремительных и центробежных сил практически неизбежно.

Что касается Эстонии, то следует, вероятно, отметить, что в недалеком прошлом центристское правительство страны высказывало желание присоединиться к группе западноевропейских государств, предлагавших реализовать идею "двухскоростного" Евросоюза. То есть примерно то же, что они предлагают сделать сейчас. За прошедшие пять лет позиция Таллина, очевидно, радикально изменилась.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме