Эстония и другие страны Балтии так же, как, впрочем, и большинство государств Евросоюза, испытывают необыкновенное облегчение из-за победы Эммануэля Макрона на президентских выборах во Франции.
Считается, что выигрыш его противника, лидера ультраправой партии "Национальное объединение" Марин Ле Пен мог привести к краху всего европейского альянса и блока НАТО. Кроме того, триумф Макрона ассоциируется у европейских столиц с торжеством идеи "европейской федерации", с победой над всем радикальным националистическим движением континента.
Складывается впечатление, что в столицах стран Евросоюза победе Макрона, одолевшего с небольшим отрывом во втором туре выборов лидера правых националистов Ле Пен, радуются даже больше, чем его собственные сторонники во Франции. Париж засыпан поздравительными посланиями.
Президент Европейского совета Шарль Мишель и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен поспешили аплодировать Макрону и связали переизбрание 44-летнего кандидата с будущим блока.
"В этот неспокойный период нам нужна сплоченная Европа и Франция, полностью приверженная более суверенному и более стратегическому Европейскому союзу", – написал глава Европейского совета Шарль Мишель в Twitter.
"Вместе мы продвинем Францию и Европу вперед", – уверена президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Прибалтийские столицы тоже преисполнены радости. Но, возможно, празднуют они преждевременно. У взявшего второй срок президентства Макрона уйдет немало сил и времени на то, чтобы выполнить обещание попытаться вновь "собрать" раздробленный политический ландшафт и консолидировать расколовшееся французское общество, которое традиционно склонно к бурному выражению недовольства различными политическими событиями.
Президенту ради достижения мира во Франции придется умиротворять 12 миллионов недовольных французов, проголосовавших за Ле Пен, которая обещала им, в частности, вывести страну из командных структур НАТО и ограничить власть Евросоюза.
Более чем вероятно, что Макрон постарается накануне предстоящих в июне парламентских выборов найти какие-то точки соприкосновения с программой ультраправого "Национального объединения". Потеря большинства в Национальной ассамблее обесценит победу Макрона. И если отказаться, как того хотела Ле Пен, от тандема с Германией и остановить процесс федерализации Евросоюза он не может, поскольку и то, и другое остается для президента Франции принципиальным, программным приоритетом, то пересмотреть в какой-то мере отношения с НАТО и США Макрон себе позволить может.
Тем более, что он и сам до выборов критиковал военный блок, употребив однажды взволновавшее всех союзников выражение относительно его "мертвого мозга". А диалог с Вашингтоном был для президента Франции испорчен некрасивой историей с подрядом на субмарины для Австралии. Следует также принять во внимание, что теперь у Макрона впереди пять лет правления и развязанные руки. Он, несомненно, "пойдет в атаку".
Позиции Парижа и прибалтийских столиц не совпадают
Европейские столицы, празднующие победу Макрона и торжество идеи федерализации Евросоюза в ключевой стране альянса, могут ожидать сюрпризы.
"Поздравляю вас с переизбранием на пост президента Французской Республики. Я надеюсь на наше дальнейшее тесное сотрудничество и дружбу в построении более безопасной и сильной Европы", – написала в своем поздравлении премьер Эстонии Кая Каллас.
"Франция и Эстония – очень близкие союзники, мы отстаиваем одни и те же ценности в рамках НАТО и Европейского союза. Желаю вам успехов в новом пятилетнем сроке!" – заявил в своем приветствии президент страны Алар Карис.
Но вряд ли президент Макрон действительно понимает под "одними и теми же ценностями в рамках НАТО" абсолютно то же самое, что и эстонские и иже с ними лидеры. И "более безопасную и сильную Европу" он видит несколько иначе, чем это понимают в Таллине.
Президент Франции неоднократно высказывался в пользу "стратегической автономии" Евросоюза, в пользу большей его независимости, в том числе, и от НАТО. Он поддерживает военные программы европейского альянса, имеющие конечной целью создание собственных вооруженных сил. Эстония и другие страны Балтии никогда в число сторонников этих инициатив не входили, считая, что они "подрывают единство НАТО".
К числу определенно несовпадающих позиций прибалтов и французов можно отнести и отношение к России, диалог с которой Макрон считает необходимым поддерживать, вопреки мнению прибалтийских "ястребов", требующих полной "изоляции" Москвы.
Кроме того, Париж не разделяет идею группы восточно- и центральноевропейских стран принять Украину в Евросоюз "в ускоренном порядке". Столкновение интересов и по той, и по другой проблеме неизбежно. Нетрудно догадаться, кто именно выйдет из него победителем.
В прибалтийских столицах, вероятно, полагают, что президентство Макрона для них в любом случае предпочтительнее президентства Ле Пен, которая могла, как говорят, вызвать чуть ли не крах НАТО и Евросоюза. Но с точки зрения возможностей малых стран Евросоюза влиять на принятие ключевых решений в Брюсселе выигрышнее была бы победа именно ультраправых.
Западноевропейские государства альянса вынуждены были бы пойти на тесный союз с почти маргинальными в этом смысле странами, чтобы противостоять политике Ле Пен и усилению позиций европейских националистов. Каждый голос в Европейском Совете был бы на счету и ценился бы дороже, чем в иных условиях. Дороже и в прямом, и в переносном смысле.
Восстановление мощи франко-немецкого тандема – а Макрон, разобравшись с последствиями выборов и сформировав новое правительство, обязательно постарается этому способствовать и получит полную поддержку канцлера ФРГ Олафа Шольца – сведет к нулю влияние малых стран.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.