Санкционная петля на балтийской шее: хотели наказать Россию, а страдаем сами

Пустой карман

Любовь Безродная

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Антироссийские ограничительные меры ударили по экономике стран Балтии. Несут убытки транзит, производство и строительство.

Литва, Латвия и Эстония поддерживают все санкции против России, а часто действуют еще более жестко, чем страны Центральной Европы. Но имея более тесные экономические связи с РФ из-за географического положения, именно страны Балтии несут самые серьезные убытки и рискуют в корне подорвать собственную экономику.

Спецоперация России по демилитаризации и денацификации Украины стала поводом для шквала антироссийских санкций со стороны Запада. США, страны ЕС и их самые преданные союзники ввели уже несколько пакетов ограничительных мер, позабыв, что сегодня в эпоху глобализации экономики стран имеют тесную взаимосвязь и подобные санкции отразятся не только на РФ, но и на тех, кто их вводит.

Соединенные Штаты на данный момент пострадали меньше, чем государства Евросоюза. Хотя надо признать: страна все равно переживает рекордный рост цен на бензин, да и инфляция продолжает держаться на высоком уровне. В ЕС последствия ощущаются еще сильнее, причем самый мощный удар на себя приняли балтийские республики.

Пока в Германии думают о том, как заменить часть российского газа, Литва, Латвия и Эстония уже подсчитывают убытки из-за потери транзита практически всех типов товаров и сырья, которые курсируют с востока на запад и в обратном направлении. Также в Балтии многие заводы уже находятся на грани закрытия, а сфера строительства в преддверии краха. При этом сама Россия еще даже не ввела ответные санкции. Все проблемы Прибалтики на данный момент возникли исключительно из-за ограничительных мер против Москвы.

Без России не будет транзита

Первой последствия антироссийских санкций ощутила на себе транзитная отрасль Литвы, Латвии и Эстонии. Показатели грузооборота в Балтийских портах падали много лет из-за постепенного разрыва экономических связей с РФ и Белоруссией. Сейчас же, на волне новых, самых масштабных санкций, эти показатели и вовсе ушли в пике.

Морские порты уже в ближайшее время ожидает критическое падение объемов грузопотока. Как отметила представитель Рижского порта Лиене Озола в издании Delfi, грузооборот морской гавани может обвалиться на треть. В издании BNS сообщают, что генеральный директор порта в Клайпеде Альгис Латакас также заявил о двукратном падении товарооборота в ближайшее время. В этой морской гавани уже начались сокращения персонала.

Ситуация с грузовой авиацией в странах Балтии тоже заметно ухудшилась, а аэропорт Риги лишился большинства транзитный грузов, которые шли из Китая в Россию. Железнодорожные перевозки и вовсе могут прийти в упадок. Министерство сообщения Латвии прогнозирует падение грузооборота "Латвийской железной дороги" на 85%. Дальнобойщики столкнутся с проблемами визовых ограничений, так как Латвия приняла полный запрет на выдачу виз для россиян, в том числе и трудовых. Учитывая общую нехватку водителей, автомобильные грузоперевозки сегодня тоже находятся под ударом.

Все эти проблемы связаны с санкциями против России. Многие иностранные компании прекратили поставки товаров и сырья на территорию РФ, а они, в свою очередь, проходили транзитом через порты стран Балтии. Против российских корпораций, которые экспортировали продукцию в ЕС и везли ее через Прибалтику, введены ограничительные меры. По сути товарооборот между РФ и ЕС оказался почти полностью заморожен.

Предприниматели в Литве, Латвии и Эстонии понимают, что транзит – это отрасль экономики, которая в условиях балтийского региона не может существовать без России. Однако массовая истерия почти не оставляет шанса на благоприятный исход. Бизнес стран Балтии продолжит нести убытки, пока правительство пытается "наказать" Москву.

Удобрений из России нет, нужно еще и свои уничтожить

В балтийских республиках начало страдать и производство. Литовский завод по производству фосфорных удобрений Lifosa – дочка "Еврохима" – уже запросил поддержку государства. Это предприятие попало под антироссийские санкции, несмотря на то, что находится в Литве.

Напомним, ранее российский Минпромторг посоветовал химкомпаниям остановить экспорт в Европу из-за санкций Запада и саботажа логистических компаний. Европейские фермеры уже начинают подсчитывать убытки, понимая, что удобрений на всех не хватит, а также они сильно подскочат в цене из-за дефицита. Но правительство Литвы это не особо волнует, ведь главное – это наказать Россию, а последствия для собственного бизнеса уже не важны.

В итоге руководство завода Lifosa уже обратилось к властям страны, отметив, что приоритетом для предприятия является сохранение рабочих мест, но сделать это очень сложно из-за замороженных счетов.

Сейчас финансы литовского завода фосфорных удобрений заморожены, но само предприятие продолжает работу. Однако долго такое положение дел не продлится. Если завод не сможет выплачивать зарплаты работникам, производство остановится. Литовский политолог Вадим Воловой отметил, что завод по производству удобрений имеет огромное значение для экономики страны.

"Lifosa является важным предприятием с точки зрения продукции. Также это крупный налогоплательщик. Наконец, это много рабочих мест, которые особенно важны для города, где работает предприятие. Поэтому я надеюсь, что власти страны будут стараться найти выход из сложившейся ситуации, чтобы негативных последствий для бюджета и рабочих были меньше", – рассказал эксперт в беседе с Baltnews.

ЕС на пороге коллапса в металлургии

Из-за антироссийских санкций в странах Балтии рекордно взлетели цены на металлопродукцию, в том числе на ту, которая используется в строительстве. Большую часть таких материалов поставляла Россия. Уже сегодня строители просят власти республик об индексации цен в заключенных договорах. Под угрозой и сроки строительства из-за задержек поставок.

Российский металл занимает примерно 50% латвийского рынка, а стоимость стройматериалов во всех трех странах Балтии за короткий срок увеличилась в пределах от 20% до 200%. Об этом сообщает латвийское товарищество строительных предпринимателей.

Под угрозой оказалась даже Rail Baltica. Глава компании RERE būve, которая является одним из застройщиков проекта, заявил, что их договор предусматривает индексацию части расходов.

Насколько в итоге вырастет конечная стоимость постройки железнодорожных путей, о которых в Балтии грезят больше десяти лет, пока четкого ответа нет. Также отмечается серьезная задержка поставки материалов для строительства ж/д путей, причем даже тех, которые закупаются в Западной Европе. Но в ЕС несколько крупных компаний по производству металла уже закрылись из-за высоких цен на газ и сырье, ведь энергокризис с высокими ценами на углеводород никуда не делся.

Такое повышение себестоимости не может быть покрыто только за счет подрядчиков, иначе последуют массовые банкротства. Причем под угрозой может оказаться не только городское строительство и железные дороги Прибалтики. Строящийся трубопровод Baltic Pipe, на который в Польше (и отчасти в Балтии) возлагали серьезные надежды, тоже рискует стать замороженным проектом.

Норвегия – потенциальный поставщик газа для этой магистрали – уже несколько лет говорит на официальном уровне о том, что не может нарастить добычу газа. Это значит, что скандинавская страна ради Польши и Балтии должна забрать объемы газа из своего экспорта в Германию. Согласится ли на это Берлин в условиях энергокризиса и дефицита газа? Маловероятно. Также у Baltic Pipe могут возникнуть проблемы с самим строительствам из-за недостатка и дороговизны материалов.

Как рассказал в беседе с Baltnews промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, в Европе может наступить металлургический коллапс.

"Проблемы с поставками металлопродукции в Европе и Прибалтики имеют две причины. Первая – санкции, в частности, против Алексея Мордашова, владельца компании "Северсталь", из-за которых компания была вынуждена прекратить поставки на европейский рынок (клиенты сами отказывались от закупок – прим. Baltnews). В ЕС "Северсталь" поставляла 2,5 млн тонн стали в год. Из-за недостачи этого объема цены уже поднялись.

Вторая причина текущих проблем – перебои с поставками слябов (полупродукт металлургического производства – прим. Baltnews) из Украины и России. Эта продукция идет на европейские прокатные заводы, а объем экспорта из этих стран составляет около 4 млн тонн в год. Сегодня поставки из Украины вообще остановились, а из России пока идут, но есть вероятность, что вскоре прекратятся", – отметил эксперт.

Леонид Хазанов напомнил, что власти ЕС собираются вводить санкции против импорта стали, и вопрос заключается в том, против чего именно будут направлены ограничительные меры. На данный момент в Евросоюзе заявляют, что против полуфабрикатов никаких санкций вводить не будут. Но пока неизвестно, отнесут ли слябы и заготовку к полуфабрикатам? Если не отнесут, прокатные заводы группы НЛМК в Европе остановятся. Для рынка это чревато потерей около 3 млн тонн плоского проката, что тоже приведет к росту цен.

"Чтобы заменить поставки из России европейцам придется решить проблему с сырьевым обеспечением, а это не так просто. Литва уже отказалась перевозить руду "Металлоинвеста" через порт в Клайпеду (1 млн тонн в год). Европе придется найти альтернативных поставщиков – это либо Австралия, либо Бразилия. Но в таких условиях они задерут цены, что снова ударит по экономике ЕС. С заготовками ситуация примерно такая же. Их закупать можно в Турции, но вопрос завышенных цен никуда не денется", – отметил Хазанов.

"Есть и другой вариант – пойти на увеличение импорта из Китая. Но при таком сценарии Европа просто уничтожит свою черную металлургию. Компании из КНР не постесняются снизить цены и будут выдавливать европейские заводы с рынка. В итоге ЕС может получить такой коллапс в металлургии, который она не видела с послевоенных времен", – заключил Леонид Хазанов.

Проблемы повлияют и на другие отрасли, создавав угрозу для строительства в Европе, производства автомобилей, холодильного, газового, кухонного оборудования, а также газо- и водоснабжения. Конечно, Европа не останется совсем без металла и при необходимости сможет найти замену российским поставщикам. Однако стоимость конечных товаров, выпущенных европейскими заводами, повысится, ударив тем самым по кошельку потребителям.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме