Заставляя балтийские страны переходить на "зеленую энергетику", ЕС не сделал для них электричество дешевле. Одобряя русофобскую политику Прибалтики, "Старый Свет" ничем не компенсировал ее действия в экономическом поле. А в 2021 году ее может ждать неприятный сюрприз – новые мигранты, которых ЕС заставит принять.
У ЕС и до этого года были проблемы с единством из-за мигрантов и отношений с другими странами (например, далеко не все согласны с санкциями против России). Однако пандемия коронавируса и последующие за ней экономические проблемы, по сути, обнажили все самые худшие стороны Европы, которая, как оказалось, не особо спешит на помощь своим.
Помощь минимальная, а требования все жестче
Конечно, Евросоюз оказывал некоторую поддержку Прибалтике по некоторым направлениям, например, он помог Эстонии и Латвии подключиться к железнодорожному грузовому коридору "Северное море – Балтийское море" (RFC NS-B). Еврокомиссия, пусть и не в таком объеме, как этого ожидали Эстония, Латвия и Литва, все же выделила очередную сумму для проекта Rail Baltica.
Вот только на поддержку и модернизацию балтийских портов ЕС решил не тратить ни одного евро. "Европа двух скоростей", в которой "центр" решает сугубо свои проблемы, а мнение "периферии" уже никого не волнует, стала реальностью.
Благополучные страны Западной и Северной Европы в 2020 году активно продвигали идею перехода на "зеленую энергетику". Разумеется, балтийским странам, у которых, кстати, нет технической возможности обеспечивать себя нужным количеством электричества, переход на использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) обходится крайне дорого. Но "центр" это не волнует. Есть план – к 2030 году сократить выбросы СО2 на 55%. Его надо выполнять.
Пострадает ли от этого экономика Эстонии, которая должна закрывать производство горючих сланцев – важнейшей составляющей энергетики страны? Конечно. Выгодно ли Литве строить ветряки и устанавливать солнечные батареи, вместо использования закрытой Ингалинской АЭС? Нет.
Стало ли электричество для простых граждан Латвии дешевле, когда доля ВИЭ в энергобалансе страны в 2020 году достигла 53%? Увы, но это не так.
По данным независимого поставщика Elektrum Lietuva за ноябрь 2020 года, в Литве цена за электричество составила 65,35 евро за мегаватт-час, в Латвии и Эстонии – 65,06 евро, что в целом можно рассматривать как рост цен на электричество.
Для сравнения: в марте 2020 года цена на электричество в Литве составляла около 29,4 евро за мегаватт-час, а в Латвии и Эстонии – 29,4 и 29,4 евро за мегаватт-час соответственно (данные литовского оператора Litgrid).
Как отметил в беседе с Baltnews политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, ЕС переживает, пожалуй, самый серьезный кризис за все время своего существования.
Брексит в 2015 году был предвестником и наглядным показателем того, что Евросоюз не в состоянии соблюдать условия, которые обещал членам при их вступлении.
"С одной стороны, есть локомотивы Евросоюза – Германия, Франция и несколько других экономически сильных западноевропейских стран, а с другой стороны, есть те, кого надо "тянуть". Проблема в том, что такая модель в нынешних условиях работать нормально уже не может... Простые люди из благополучных стран Западной Европы не понимают, почему их деньги должны уходить не в местный бюджет города, деревни, а куда-то в другую страну", – говорит политолог.
Также Олег Иванов подчеркнул, что страны Балтии интересны Евросоюзу исключительно в геополитическом плане – как плацдарм для давления на Россию. При этом серьезной заинтересованности в экономическом плане Эстония, Литва и Латвия для ЕС не представляют.
Прибалтика, по мнению руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов, в этом плане может только надеяться на "монетизацию" антироссийской истерии, в том числе и по линии НАТО. Никаких других перспектив от сотрудничества с Западной Европой у Эстонии, Литвы и Латвии нет и в обозримом будущем не будет.
Вот только 2020 год показал, что Балтии так и не позволили превратить русофобию в какие-либо дотации. В декабре эксперты из разных стран НАТО, объединившиеся в творческую группу под председательством бывшего министра обороны Германии Томаса де Мезьера и бывшего заместителя госсекретаря США Уэсса Митчелла выпустили доклад, где говорится о том, что "Россия все еще опасна, и блок НАТО должен решительно противостоять ей".
Казалось бы, это отличный шанс для стран Балтии, позиционируя себя как "форпост на востоке", выпрашивать у Евросоюза дополнительные средства на усиление транспортной инфраструктуры.
Однако в докладе фокус внимания перевели на вопросы энергетической безопасности членов альянса, которые должны "избавиться от зависимости к энергоносителям из недружественных стран".
Переводя с дипломатического языка – "прекращайте покупать газ и электричество у врага – России – и ищите срочно альтернативу, даже если это ударит по вашему кошельку".
Выходит, ради соблюдения идеологических установок русофобской внешней политики Прибалтике нужно тратить деньги на ВИЭ-проекты, покупку более дорогого, чем трубопроводный газ, СПГ, а также отсоединяться от энергокольца (России и Белоруссии) БРЭЛЛ.
Ваши проблемы нам не интересны
Во время коронавирусного 2020 года мировая торговля многие месяцы демонстрировала серьезный спад. Объем перевозок морским путем весной 2020 года, когда COVID-19 спровоцировал локдаун по всему миру, демонстрировали отрицательный рост.
Однако если взять отдельно Евразию, то мы увидим, как грузопоток по железной дороге, идущий из Китая в Европу и обратно, показал неплохой рост.
Как сообщили летом 2020 года в компании "Китайские железные дороги" (China Railway), в первом полугодии, когда COVID-19 нанес сильнейший удар по всем экономикам мира, грузовые поезда совершили 5122 рейса по маршруту Китай – Европа. Это на 36% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года.
Увы, но страны Балтии к этим магистралям так никто и не "подключил". Евросоюз, успешно развивая транспортную инфраструктуру и коммуникации с Россией – главным транзитером товаров, идущих с востока, – решил, что Прибалтика пусть занимается ж/д магистралями, которые не соприкасаются с товаропотоком из Китая.
А ведь именно это могло бы спасти транспортную отрасль Литвы, Латвии и Эстонии от проблем, которые в 2020 году стали критическими.
К сожалению, присоединение Латвии и Эстонии к RFC NS-B не решит проблему простаивания перевалочных мощностей балтийских портов. Железнодорожный коридор "Северное море – Балтийское море", конечно, соединит Прибалтику с морскими гаванями Северной и Западной Европы.
Возможно, есть небольшой шанс на транзит финских товаров в центральную и западную часть ЕС. Но это точно не заменит того грузопотока, который спешно ускользает от Прибалтики и переходит к российским портам в Ленинградской области.
Напомним, за первые 9 месяцев 2020 года российские порты Ленинградской и Калининградской областей перевалили 200,5 млн тонн. Все это в период пандемии. Морские гавани Литвы, Латвии и Эстонии, разумеется, о таких объемах в коронакризисный год могли только мечтать. Даже если мы посмотрим на 2019 год, то общий объем перевалки грузов Балтии – это лишь 145,9 тонн.
Помог ли Евросоюз Прибалтике с решением этой проблемы в 2020 году? Нет. Более того, представители Еврокомиссии прямым текстом осенью заявили, что ЕС не будет выделять денег на модернизацию портов в Эстонии, Литве и Латвии.
В отдельных моментах, если говорить о транспортной отрасли, Брюссель даже нанес ущерб Прибалтике. Речь идет о "пакете мобильности", который де-факто вытолкнет автоперевозчиков Эстонии, Латвии и Литвы из Западной, Центральной и Южной Европы. Такое нововведение заработает в полную силу в 2022 году, однако некоторые его пункты начали действовать уже сейчас.
Напомним, "пакет мобильности" – это требования для транспортных компаний Евросоюза, согласно которым водители должны через каждые четыре недели возвращаться домой или в страну, где зарегистрирована их компания. Когда в силу вступят абсолютно все положения этого закона, раз в восемь недель к месту приписки надо будет возвращать еще и сам грузовой транспорт.
Очевидно, что для дальнобойщиков Франции, Германии, Бельгии или Италии это не такие уж и большие расходы времени и денег. А вот как быть балтийским автоперевозчикам, работающим в Центральной и Западной Европе? Каждый месяц "вхолостую" ездить домой – в Прибалтику, а затем обратно – в западноевропейские государства?
Нулевая солидарность
Подводя итог, можно сказать, что в 2020 году Евросоюз, в первую очередь, занимался вопросами, которые интересовали наиболее развитые в экономическом плане страны. Удел "периферии" становится все более незавидным. Проблемы Прибалтики, ее запросы к Брюсселю и даже попытки "монетизировать" антироссийскую повестку оставили ЕС равнодушным.
При этом никто в Еврокомиссии или других ведомствах Евросоюза и не думает помогать Эстонии, Латвии и Литве с их традиционными проблемами: отсутствием промышленности и производственных предприятий, оттоком населения, а также дорогой (учитывая размер реальных доходов населения) энергетики.
"ЕС сейчас откровенно не до Прибалтики, которая, по сути, превратилась в задворки Евросоюза. Страны "Старого Света" сейчас заняты борьбой с COVID-19... В связи с этим глав западноевропейских государств сейчас заботит вопрос, как восстановить экономику хотя бы "ядра" ЕС, а до Прибалтики нет никому дела", – рассказал Baltnews политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев.
2021 год, считает эксперт, может принести Прибалтике весьма неприятный сюрприз в виде нового потока мигрантов. В богатых странах ЕС их уже более чем достаточно.
Венгрия, Польша и Чехия делают и будут делать все, чтобы не пустить, несмотря на приказы Брюсселя, к себе новые волны беженцев. А вот балтийские страны в этом вопросе хранят молчание. Неудивительно, что западноевропейские страны, пользуясь случаем, направят именно в Литву, Латвию и Эстонию.
"Отвертеться Прибалтике от такого предложения вряд ли удастся. Проблема в том, что никакого другого применения для Евросоюза в ближайшее время она не несет. Конечно, она могла бы послужить мостом между Евросоюзом и Россией. Но отношения между Европой и РФ сейчас на стадии замерзания. Использовать Балтию для различных экономических проектов с Китаем, США или странами Ближнего Востока? В этом тоже нет никакого смысла", – рассуждает Трухачев.
"Максимум, на что можно рассчитывать балтийским странам, – это возможная организация производства комплектующих для европейских корпораций. На большее Прибалтике уповать не стоит", – подвел итог политолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.