Пока что ограничительные меры со стороны Белоруссии в ответ на санкции стран Балтии носят показательный, а не практический характер. Но Литва, Латвия и Эстония, похоже, не собираются останавливаться в моем давлении на соседку. При этом республики забывают о том, как скажутся такие деструктивные процессы для региональной торговли.
Отношения Белоруссии и балтийских республик рискуют опуститься на опасный уровень, когда экономические связи государств рвутся, несмотря на вред для большинства участников региональной торговли.
Контрсанкции Белоруссии против Литвы, Эстонии и Латвии
"И кто от этого выиграет? Может быть, лично министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс? На его зарплату это точно не повлияет, в отличие от доходов литовских бизнесменов и налогоплательщиков", – заявил пресс-секретарь МИД Белоруссии Анатолий Глаз.
Он также напомнил, что в 2019 году Литву посетило около 600 тысяч белорусов, оставивших в балтийской республике около одного миллиарда евро, а две трети грузопотока по литовским железным дорогам – это товары и сырье из РБ. Проблемы могут возникнуть и у Латвии, и даже у Эстонии – страны, которая географически расположена дальше всех от Белоруссии.
Балтийские государства объективно являются участниками региональной торговли, в которой РБ играет немаловажную роль.
Да, у Эстонии меньший по объему торговый оборот с Белоруссией, чем в случае с Литвой, и она не так активно поддерживает протесты в РБ. Но в глазах действующей власти Республики Беларусь Таллин уже не воспринимается как партнер, с которым можно поддерживать тесные контакты и развивать сотрудничество, скажем, в IT-сфере.
Учитывая большую вовлеченность государственного аппарата РБ в наиболее крупные и доходные предприятия страны, любая их активность в Эстонии уже не будет поощряться.
Чем опасен обмен "вежливостями"
Несмотря на откровенную поддержку белорусских протестующих со стороны балтийских стран, Белоруссия на практике не спешит первой разрывать торговые отношения с соседями. Напомним, контрсанкции РБ – это лишь черный список с одной сотней имен чиновников и политиков из Литвы, Латвии и Эстонии. Пока что ни о никаких разрывах контрактов или закрытии таможни речи не идет.
Говоря о возможности введения экономических санкций в отношении стран Балтии, пресс-секретарь МИД Белоруссии подчеркнул, что такой сценарий вообще не рассматривается, а правительство не хочет быть инициатором подобных процессов. А вот глава Литвы продолжает проявлять воинственность.
Президент Гитанас Науседа, вместо того чтобы хоть как-то снизить накал страстей, настаивает на введении санкций ЕС в отношении белорусской власти, чтобы-де не показать его, Евросоюза, беспомощности в решении геополитических проблем.
В беседе с Baltnews эстонский доктор экономических наук Ханон Барабанер объяснил, что такая тенденция приведет не только Литву, но и все балтийские республики к сплошным убыткам.
"Есть простое правило – чем больше участников товарообмена и товаропроизводителей, тем более устойчивым будет рынок в конкретной стране, или даже регионе. У любого государства на этой планете есть исторически сложившиеся экономические связи, которые не образовались просто так или по желанию какого-то человека. Есть географические, технологические, сельскохозяйственные и другие аспекты, которые объективно делают определенные страны наилучшими торговыми партнерами. В большинстве случаев это, в первую очередь, соседи", – подчеркнул экономист.
"В экономических вопросах балтийские страны (подчеркиваю, я не говорю о политическом аспекте) серьезно связаны с Россией, Польшей и Германией. Можно сколько угодно говорить о вражде с той или иной страной в определенный период истории, но экономику это не волнует. Попытки сломать такую историческую систему торговых отношений с кем-либо из этих государств кончались для благосостояния балтийских стран плохо. Белоруссия – это такой же важный партнер для Литвы и ее соседей, просто немного меньше по масштабам", – сказал Ханон Барабанер.
Экономист считает, что разрушение торговли Балтии и Белоруссии уже началось, о чем говорит желание Лукашенко перенести транзит своей страны в российские порты. Конечно, для Российской Федерации такая трансформация экономических связей в регионе – это хорошо. Но это точно не хорошо для Литвы, Латвии или Эстонии.
Политические элиты этих стран, считает Барабанер, в погоне за сиюминутными интересами забывают о выгоде своих государств на долгие годы вперед.
Обычные цифры и неприятные факты
В 2018 году, по словам посла РБ в Литве Александра Короля, товарооборот Белоруссии и Литвы составил 1,39 млрд долларов – на 32,2% больше, чем в 2017 году. Общий внешнеторговый оборот страны, по данным Таможенной службы Республики Беларусь, в том же году составил 71,6 млрд долларов.
Выходит, доля Литвы во внешнем товарообороте РБ – около 2%. В 2019 году картина практически идентична – 2,1%. Первое полугодие 2020 года, несмотря на пандемию коронавируса, даже показало небольшой рост товарооборота между Белоруссией и Литвой.
Глядя на эти цифры, можно подумать, что не такие уж важные друг для друга торговые партнеры эти страны. Но есть нюансы.
Во-первых, треть транзита грузов для железной дороги Литвы и Клайпедского порта – это товары и сырье из РБ. Проблема не в том, что этот грузопоток может перекочевать в российскую Усть-Лугу или другие морские гавани России. Трудность в том, что найти ему замену негде.
Польша и сама не прочь играть роль транспортного хаба. В Латвии нет заводов по нефтепереработке или производству минеральных удобрений, как в Белоруссии, а если бы и были, они бы все работали с Рижским или Вентспилсским портами. То же касается и Эстонии.
Литва находится в ситуации, когда потеря транзита физически не восполняется в силу географических особенностей. Альтернативы Белоруссии попросту нет.
Во-вторых, за первое полугодие 2020 года Белоруссия экспортировали в Литву и Польшу древесины и пиломатериалов на 221,5 млн долларов, удобрений – на 96,8 млн долларов, нефтепродуктов – на 79,7 млн долларов, черных металлов и изделий из них – на 133,9 млн.
Альтернативные источники подобных товаров и сырья для Литвы, конечно, найти можно, только вот стоить они из-за более затратного логистического плеча будут гораздо больше. Есть разница – пройти одну таможню или несколько, да перед этим пересечь территорию нескольких стран.
Для экономики Литвы это, конечно, не конец света и не начало тотального экономического обвала, но тенденция все же негативная. Более того, пока вообще не совсем понятно, чем сегодняшнее противостояние с Белоруссией кончится.
"Осиное гнездо" Евросоюза
Евроскептицизм в ЕС становится все более осязаемым. Из голословных заявлений политических маргиналов он трансформируется в реальные действия отдельных политиков и даже стран, как правило, восточноевропейских.
Особенно это видно на примере Польши и Венгрии, главы МИД которых недавно объявили о планах создания общественного института. Его цель – фиксировать нарушения принципа верховенства права в странах Евросоюза. По сути, Польша и Венгрия будут оспаривать решения Евросоюза, а точнее, его "ядра" – Германии и Франции.
Напомним, в конце сентября ФРГ представила механизм введения экономических санкций против членов ЕС, которые "не соблюдают стандарты правового государства и базовые европейские ценности". Никакого консенсуса для того, чтобы наказать нарушителя (лишив его дотаций) теперь не нужно, достаточно квалифицированного большинства.
Мотивация восточноевропейских стран в этом случае предельно проста – не позволить такому механизму полноценно работать, иначе о финпомощи ЕС в обмен на лишь частичную лояльность Евросоюзу можно забыть. Страны Балтии к такой инициативе Польши и Венгрии пока не присоединились и, по всей видимости, вряд ли это сделают.
У Прибалтики – свои амбиции
Литва, прихватив с собой Латвию и Эстонию, двинулась своим, иным путем. Эта балтийская страна, вспомнив о своем прошлом (нереализованном потенциале Великого княжества Литовского – прим. автора), решила вмешаться во внутренние дела своего соседа – Белоруссии.
Литва подошла к этому вопросу с таким рвением, что Польше и Венгрии с их инициативой оспаривать правовые вопросы внутри ЕС следовало бы поучиться. Литовское правительство в кратчайшие сроки даже добилось от Германии и всего Евросоюза непризнания легитимности президента Александра Лукашенко. И это при том, что многие страны Старого Света еще в августе и начале сентября старательно пытались дистанцироваться от происходящего в Белоруссии, следуя принципу "вторая Украина нам не нужна".
Насколько далеко готова зайти Литва
В экономическом аспекте она уже показала, что последствия ее не пугают. Литовский президент даже не пытается спасти транзит из Белоруссии, а ведь убытки для его страны очевидны. А тем временем Литва и в масштабах своего региона пока не в состоянии действовать в одиночку.
"Не думаю, что Литва способна занимать самостоятельную позицию внутри ЕС ввиду своих размеров и процесса депопуляции. Амбиции Венгрии и Польши напрямую связаны с амбициями их политических лидеров. А в Вильнюсе на данный момент таких политиков нет. Роль Литвы в белорусском кризисе ситуативная. Она в большой степени зависит от той же Варшавы", – поделился мнением с Baltnews политолог Андрей Тихонов.
Выходит, Литва, а следом и Латвия с Эстонией пошли на экономически непопулярное решение – создать условия, при которых Белоруссия объективно будет дистанцироваться от Прибалтики.
Но при этом у балтийской троицы попросту нет четкого плана, что делать дальше, если "беломайдан" провалится, а власть Белоруссии не станет прозападной – то есть готовой на любые предложения и контракты с Прибалтикой и Польшей в разных отраслях.
Литва требует пустить в дело "кнут" – то есть устранить президента Лукашенко от власти. Но при этом Прибалтика вообще не предлагает населению Белоруссии, как и своему бизнесу, никакого "пряника". До сих пор непонятно, ради чего следует рисковать гражданину РБ, идущему на протесты, или балтийскому бизнесмену, который лишается доходов от потери торговых отношений с соседом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.