До XII века прибалтийский регион населяли балтские и финно-угорские племена, сформировавшие впоследствии латышский, литовский и эстонский народы. Начиная с XIII века, народы Прибалтики оказались между немецкими рыцарскими орденами на юго-западе и русскими княжествами на востоке.
В основу Великого княжества Литовского, образованного с середины XIII века, легли вовсе не предки современных литовцев, а так называемые литвины, под которыми подразумевали преимущественно белорусов. Их отличие от населения Руси было обусловлено принятием католичества и развития культурных связей с соседней Польшей. Как в немецких орденах, так и Великом княжестве Литовском, балты подвергались языковой, религиозной и социальной дискриминации.
Незавидное положение было и у предков современных эстонцев – финно-угорских племен. В Эстляндии, как и в соседних Лифляндии и Курляндии, также все основные властные рычаги находились в руках остзейских немцев. Применимо ко всем населявшим территорию современной Эстонии племенам использовался термин "чухонцы", уровень жизни которых был еще ниже, чем у латышей и литовцев.
Отметим, коренному населению в городах Прибалтики до XIX века было трудно устроиться, т.к. большинство руководящих должностей занимали этнические немцы. Именно они сформировали архитектурный облик крупных городов региона, в значительной степени повлияли на культурные особенности и систему муниципального управления. Для немецкой знати, латыши и эстонцы всегда были людьми "второго сорта". Латышские крестьяне были закрепощены и по своему социальному положению приравнивались Курляндским статутом к древнеримским рабам.
Свобода крестьянам Курляндии и Лифляндии была дана уже российским императором Александром I, что позволило им достаточно быстро превратиться в зажиточных хуторян, живущих намного лучше крестьян Северной и Центральной России.
Тем не менее, латыши и эстонцы по-прежнему эксплуатировались остзейским дворянством. Именно поэтому прибалты в большинстве своем поддержали революцию, давшую им долгожданное избавление от господства немцев. Этнические латыши, литовцы и эстонцы играли большую роль в установлении советской власти в России, значительная доля которых участвовала в походах Красной Армии и служила в органах государственной безопасности.
В межвоенный период (1920-1940 гг. – прим. Baltnews) к власти приходили режимы, которые сейчас принято называть авторитарными. В Латвии до 1934 года сменилось 18 кабинетов министров, а 16 мая премьер-министр Карл Улманис, совершив государственный переворот, распустил парламент и отменил действие Конституции. В Эстонии и Литве события проходили по тому же сценарию.
Постепенно в Прибалтике стали распространяться идеи фашизма. С усилением влияния Германии на Прибалтику остзейские немцы связывали надежды на восстановление своего политического и экономического господства. Они считали крайне несправедливым то, что построенные немцами города Эстонии и Латвии оказались в руках "селян" – эстонцев и латышей.
В случае, если бы немецкая оккупация оказалась успешной, то реваншистские настроения остзейских дворян воплотились бы в жизнь. Согласно гитлеровскому плану "Остланд", местное население ждало положение бесправного большинства при немецких господах.
Не смотря на это, в странах Прибалтики активно популяризируется и на государственном уровне поддерживается политика героизации пособников Гитлера. В то же время умалчивается вклад латышей, литовцев и эстонцев, участвующих в освобождении республик в составе Красной Армии. Хотя именно Советский Союз внес огромный вклад в развитие национальной культуры, письменности и науки прибалтов, создал мощную систему образования и развил промышленный потенциал этих республик.