Энергокризис вскрыл все противоречия политического устройства Эстонии

Пленарное заседание Рийгикогу

Евгений Веснин

Правящая коалиция Эстонии не в состоянии договориться о размере субсидий на оплату электричества. Эффективна ли парламентская форма правления в кризисных ситуациях? Этот вопрос Baltnews задал эстонским политикам и экспертам.

Энергетический кризис стал серьезным испытанием для института парламентской республики в Эстонии.

Попытки разработать эффективные меры поддержки населения на фоне шокового роста цен за электроэнергию уперлись в идеологическое противостояние левых и правых.

Поскольку ни одна партия на выборах 2019 года не смогла добиться абсолютного парламентского большинства, для формирования кабинета министров эстонским политикам пришлось прибегнуть к созданию коалиции. В настоящее время правительство сформировано Партией реформ и Центристской партией.  

Реформисты и центристы – сторонники либерализма. Однако последние придерживаются левой версии этой идеологии, что приводит к серьезным разногласиям по экономическим и социальным вопросам. Попытка выработать консолидированную программу помощи гражданам привела к затянувшейся безрезультатной дискуссии.

Юри Ратас и Кая Каллас
Спикер Рийгикогу Юри Ратас (Центристская партия) и премьер-министр Эстонии Кая Каллас (Партия реформ)

Этим воспользовалась оппозиция. Председатель Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Мартин Хельме 13 января заявил о намерении выразить правительству вотум недоверия.

"Если мы думаем, что недоверие обычно выражается для демонстрации политической позиции или усиления политической позиции, то на этот раз мы говорим о возможности того, что правительство все же развалится. И причина не в том, что оппозиция набрала голоса, а в том, что сегодняшнее правительство оказалось недееспособным, и эта недееспособность очевидна со всех сторон", – приводит слова политика ERR.

Если инициативу консерваторов поддержит большинство депутатов, правительству придется уйти в отставку и возникнет необходимость создания новой коалиции.

Осуществление этой политической процедуры займет время, а поддержка эстоноземельцам со стороны государства нужна уже сейчас.

Левый марш центристов

Депутат Рийгикогу от Центристской партии Михаил Стальнухин рассказал Baltnews, что в EKRE заговорили о вотуме недоверия не потому, что в правящей коалиции нет диалога, а потому, что уже принятые меры в оппозиции считают недостаточными.

По его мнению, разногласия внутри коалиции вызваны не идеологическим противостоянием:

"Дело не в том, кто левый, а кто правый, а в целесообразности данного решения. Мы нанимаем огромное количество чиновников, чтобы обработать заявления граждан о компенсациях. Большинство европейских стран пошло по другому пути: выплаты определенных сумм на семью. Так не нужно ничего компенсировать, просто перевел деньги, и все. К тому же подавать прошения о дотациях – достаточно унизительно для человека".

Эстонский депутат признает гипотетическую возможность распада коалиционного правительства: 

"Мнение Центристской партии действительно ближе к оппозиционным фракциям, чем к мнению коалиционного партнера. Проблема в том, что достигнутые решения не устраивают всех. Случается, что в таких случаях коалиции распадаются. Кризисные вопросы могут послужить последней каплей. Не знаю, произойдет ли это в этот раз, но пока что правительство действует".

Наше дело "правое"

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас (Партия реформ) придерживается противоположного мнения:

"Если мы будем выплачивать эти пособия и тем, кто в них не нуждается, то сможем дать меньше тем, кому они действительно необходимы", – заявила она журналистам ERR.

Ее позиция основана на рыночных принципах, согласно которым электроэнергия – товар, за который потребитель должен платить, и государство не обязано помогать в этом.

Скоро что-то будет. Но это не точно

Депутат Рийгикогу от Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Калле Грюнталь поделился с Baltnews своими прогнозами о жизнеспособности правящей коалиции:

"По моему мнению, если ходатайствовать и поддерживать вотум недоверия будут только оппозиционные партии, он реализован не будет. Но у меня есть информация, что правящая коалиция горит изнутри. И, по некоторым сведениям, на этой неделе могут быть новости относительно ее распада. Но я не уверен в этом, правительство хочет продолжить работу, хотя центристы недовольны отказом Кайи Калас обсуждать их предложения о поддержке населения. В реформистской фракции тоже есть внутренняя оппозиция, поэтому сегодня никто не может точно сказать, что будет завтра".  

Грюнталь имеет в виду депутата Рийгикогу от Партии реформ Кристена Михала, который выступил с предложением выплатить разовое пособие в размере 200 евро пенсионерам и семьям с детьми. Каллас назвала его инициативу "чистым солированием".

Эстонские правые полевели

Политолог, журналист, участник Народного фронта Эстонии Игорь Розенфельд в разговоре с Baltnews отметил, что энергетический кризис привел к тому, что левые требования о компенсациях стали выдвигать эстонские правые. Эксперт усматривает в этом элемент лукавства:

"Энергокризис образовался, потому что Евросоюз принял биржевую политику ценообразования. Это правый либерализм. За уничтожение энергетики Эстонии ответственны Партия реформ, которая много лет была правящей, и Отечество (Isamaa) – партия, которая контролирует энергетическую компанию Elering. Эти правые группировки многие годы действовали под диктовку Евросоюза".

Политолог признает недостаточную эффективность действий правительства, но не списывает его со счетов:

"Правящая коалиция медлит с принятием мер по преодолению кризиса, поэтому EKRE говорят о вотуме недоверия. Но я считаю, что их инициатива не пройдет, потому что Центристская партия ее не поддержит. Создание новой коалиции сегодня вряд ли возможно, потому что центристы не готовы вести самостоятельную игру".

Пациент скорее жив, чем мертв

Розенфельд подтвердил Baltnews, что в последнее время политическая система страны часто подвергается критике:

"Парламентское устройство в Эстонии таково, что у власти долгое время находится правая Партия реформ. До того, как осенью 2016 года к власти пришла Центристская коалиция, реформисты уже 17 лет возглавляли правительство. В январе 2021 года центристская коалиция распалась, и сегодня действует коалиционное правительство реформистов, в котором центристы играют явно подчиненную роль. Мы имеем внешне плюралистическую, но близкую к однопартийной систему".

И все же политолог считает, что республика как государственный строй себя не исчерпала:

"Отказываться от парламентской формы правления было бы неправильно. Что предложить взамен – авторитаризм? Это уже было, и вряд ли это правильно".

В Эстонии могли бы провести конституционную реформу и наделить президента правом формировать правительство. Может быть, назначенные министры были бы сговорчивее в вопросах соцподдержки населения? Как знать.

С другой стороны, при парламентской республике оппозиция может если не изменить несменяемый десятилетиями курс, то хотя бы объявить вотум недоверия правительству.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме