Эстония не хочет совершать "ритуальное убийство" своей энергетики во имя светлых целей ЕС

Балтийская электростанция
© Sputnik / Евгений Ашихмин.

Александр Гаджиев

Пакет климатических целей ЕС Fit for 55 вызывает серьезное беспокойство национальных политиков из-за негативных последствий для экономики и социальной сферы. Новый законопроект имеет противников и в Эстонии, где против него выступают представители оппозиции.

Пакет предложений Европейского союза по долгосрочной климатической нейтральности Fit for 55 был встречен в Эстонии неоднозначно. Министр окружающей среды Тынис Мёльдер воспринял его с энтузиазмом, а вот лидер Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Мартин Хельме назвал его "безумием". Законопроект стал яблоком раздора и в ЕС –  по некоторым данным, против него выступают до четверти европейских комиссаров.

Пакет Fit for 55 – крупный законопроект, в соответствии с которым ЕС берет на себя обязательство сократить вредные выбросы в атмосферу на 55% к 2030 году. Такая цель требует от блока отказа от ископаемого топлива и старта развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в большом масштабе. Достичь этих показателей должны все страны-члены союза, включая Прибалтику.

Очевидно, что новые требования создадут серьезное давление на экономические системы стран, заставляя правительства основательно реформировать энергетическую инфраструктуру и отказываться от ископаемого топлива в сжатые сроки.

Особую обеспокоенность у противников законопроекта вызывает пункт о введении углеродного налога на промышленность, что, в свою очередь, приведет к стремительному росту цен не только на энергоносители, но и на многие другие товары, которые были произведены с использованием ископаемого топлива.

Оппозиция Эстонии возражает

Противник этого проекта Мартин Хельме считает, что пакет должен быть отклонен полностью. Однако "еврократы" не спешат прислушиваться ко мнению национальных политиков своих стран. Более того, ЕС не проводил никакого опроса, хотя такие серьезные и масштабные нововведения должны получать какое-никакое народное одобрение. 

"На самом деле в текущем климате нет ничего плохого, климат меняется с незапамятных времен – он менялся до появления людей и будет меняться после них. [...] Содержание этого пакета – это надутое идеологическое заявление о том, что вся промышленная экономическая деятельность на сегодняшний день вредна для планеты и должна быть уничтожена", – пояснил глава EKRE.

Введение углеродного налога для Эстонии будет иметь особенно серьезные последствия, поскольку она является наиболее зависимой от сланца страной в мире. Около 90% электроэнергии в республике производится с использованием ископаемого топлива.

Кроме того, трудно себе представить, какой масштабной экономической катастрофой будет введение углеродного налога на фоне пандемии и коронакризиса, когда в критическом положении оказались почти все слои населения. Вполне вероятно, что Fit for 55 может обернуться очень крупными народными протестами не только в Эстонии, но и в других европейских странах.

ЕС под предлогом борьбы с изменением климата начнет облагать налогами промышленность, что приведет к росту цен, в том числе на такие предметы первой необходимости, как продовольствие и энергоносители.

Стремление Евросоюза принять такой пакет понять можно, ведь новый углеродный налог – очередной хороший источник пополнения бюджета, который сильно истощился за время борьбы с пандемией. Куда сложнее понять мотивацию некоторых эстонских политиков, которые упорно выступают за принятие такого опасного законопроекта.

Мало того, что новые климатические требования ухудшат благосостояние граждан, они еще и затронут крайне чувствительную для национального правительства налоговую сферу. Как совершенно справедливо отметил Мартин Хельме, "вопрос налогов должен оставаться суверенной сферой каждого отдельного правительства".

Бурный рост цен как реакция на "зеленые инициативы" ЕС

Эстонский экономист Райво Варе также не разделяет оптимизма сторонников ВИЭ в стране. Он считает, что использование солнечных и ветряных установок для получения электроэнергии не сможет гарантировать энергообеспечение страны в экстренных ситуациях.

Кроме того, не нужно забывать, что такой резкий переход на возобновляемые источники энергии, которого ЕС требует от эстонцев, повлечет за собой и социальные проблемы – многие жители рискуют потерять работу.

Другими словами, на сегодняшний день для прибалтийской республики есть всего лишь два варианта, при которых она может остаться на плаву – это работа на ископаемых видах топлива (горючий сланец, газ, жидкое топливо) и получение энергии из щепы или мусора.

Кроме того, из-за введения ряда новых климатических правил в ЕС за последние годы по всему блоку начали серьезно расти цены на жилье. Эстония исключением не стала – стоимость квадратного метра и арендной платы за последнее десятилетие там выросли больше, чем в любой другой стране Евросоюза.

Так, отчет, опубликованный европейской статистической службой Eurostat показал, что в первом квартале 2021 года по сравнению с 2010 годом цены на жилье выросли почти на 130%, а арендная плата – на 140%. Средний показатель по ЕС для этих двух категорий составил 30% и около 15% соответственно. Для Еврозоны, частью которой является Эстония, эти показатели были еще ниже.

К сомнительному "рекорду" Эстонии смогла приблизиться страна с самым высоким ВВП в мире – Люксембург (рост составил почти 110%). Однако никто в здравом уме не станет сравнивать экономики этих двух стран, как и силу удара, который такой рост цен нанес по их жителям.

Учитывая все это, страшно представить, какие последствия может иметь принятие пакета Fit for 55, ведь он включает в себя и новые целевые показатели энергоэффективности, и предложение распространить углеродный налог на строительный сектор.

Вполне вероятно, что вскоре Эстония в месте с другими европейскими странами столкнется с беспрецедентным по масштабу жилищным кризисом, спровоцированным неуемными амбициями ЕС в "борьбе" с изменением климата.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме