Правительственный кризис в Эстонии: "забронзовевшие" возвращаются

Кая Каллас и Сийм Каллас. Архивное фото
© Sputnik / Вадим Анцупов

Николай Филонов

Борьба с референдумом о браке и подозрение Центристской партии в коррупции привели к удалению из правительства сильно раздражавших мейнстрим национал-консерваторов, дав зеленый свет истосковавшимся по власти реформистам.

Несмотря на ожидания, правящая коалиция Центристской партии, Эстонской консервативной народной партии (EKRE) и партии "Отечество" официально развалилась. Но не из-за EKRE, доставлявшей партнерам имиджевые хлопоты на протяжении всего периода совместной работы.

Причиной развала послужили подозрения в коррупции, которые были предъявлены Центристской партии и ее крупному спонсору Хиллару Тедеру после обысков, проведенных Полицией безопасности. Глава центристов премьер-министр Юри Ратас взял на себя политическую ответственность за возможную коррупционную составляющую и подал в отставку.

Правительство Эстонской Республики
Правительство Эстонской Республики

Победа над "неправильным" референдумом

Впрочем, момент, который был выбран для обысков и отставки, – за день до голосования по референдуму об определении понятия брака – заставил аналитиков задуматься, нет ли под официальной версией подводных камней.

Не секрет, что против проведения референдума выступали не только местные оппозиционеры, но и их западные коллеги. Вполне возможно, что именно давление со стороны "старших братьев" с целью сорвать "нетолерантный" к ЛГБТ референдум, результаты которого с большой долей вероятности (об этом свидетельствовали данные опросов общественного мнения) закрепили бы традиционные ценности и понятие брака как исключительно союза мужчины и женщины, и стало решающим в развале нынешней коалиции.

Как только стало ясно, что EKRE ссылают в оппозицию, законопроект о референдуме тут же был в парламенте провален.

Свою роль в смещении правительства сыграл и демарш с девятью тысячами абсурдных поправок, устроенный реформистами и социал-демократами. Новости о том, что кто-то в Эстонии затронул, пусть и в виде перфоманса, темы возможного сближения страны с Россией, не могли не дойти до западных покровителей Эстонии, которые потребовали объяснений не от оппозиции, а от действующего руководства страны вместе с принятием мер по предотвращению "крамолы".

На это косвенно намекнул и действующий глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу, заявивший в ходе обсуждения поправок, что реформисты хотели намеренно испортить международную репутацию страны и через это причинить ущерб правительству.

Как бы там ни было, но действия реформистов вкупе с "вовремя" предъявленными полицией подозрениями в совершении преступления сделали свое дело – народу не дадут возможности утвердить незыблемость традиционных семейных ценностей, а к власти вернется организатор "бронзовой ночи" (переноса памятника советскому воину-освободителю Таллина из центра столицы на Военное кладбище) – Партия реформ.

Ты – мне, я – тебе

Возвращение реформистов для Эстонии станет, несомненно, знаковым событием. Как известно, до ухода в оппозицию реформисты в различных составах правительства находились у власти около 20 лет. Их смещение стало возможным из-за фактического превращения партии в государство в государстве – "забронзовевших" чиновников, не способных к генерированию свежих идей и отмечавшихся лишь яркими носками и перемещением туда-обратно цифр в Excel.

Свою роль сыграл и конфликт интересов реформистов с "глубинным государством" – партией "Отечество". После ухода в оппозицию Партия реформ сменила лидера – им стала дочь основателя политической силы Сийма Калласа – Кая Каллас. Партия сосредоточилась на преимущественно националистической повестке.

Главным лозунгом реформистов в последние годы были скорейшая ликвидация в Эстонии образования на русском языке и борьба с российским влиянием. Резкие выступления в поддержку этого затмили даже вполне разумные предложения по реформированию налоговой системы. А ведь именно успешные реформы в экономике в свое время были основной причиной стабильной популярности данной партии среди избирателей.

Теперь потерявшим лидерство в правящей коалиции центристам предстоит в ходе переговоров договориться с реформистами, в том числе и по вопросу русскоязычного образования – дабы не растерять остатки доверия русскоязычного избирателя, составлявшего много лет опору партии.

Ведь для эстонских русских замену EKRE на Партию реформ вполне можно было бы выразить не иначе как известной поговоркой "хрен редьки не слаще".

События "бронзовой ночи" в Таллинне
AFP 2019 / RAIGO PAJULA
События "бронзовой ночи" в Таллинне

Поскольку неэстонцы отлично помнят и виновника "бронзовой ночи", и решение центристов войти в коалицию с называвшими русских раковой опухолью национал-консерваторами, то уступка в части русскоязычного образования будет иметь для Центристской партии фатальные последствия.

Впрочем, вполне возможно, реформисты в данном вопросе частично уступят центристам, поскольку для осуществления ускоренного перевода русских школ на эстонский язык обучения в стране банально не хватает педагогических кадров. Да и реакцию избирателей-эстонцев, если к их детям без подготовки подселят в классы одноклассников, не владеющих эстонским языком на уровне родного, просчитать несложно.

Поэтому, вероятно, будет найден компромисс, согласно которому ликвидация русскоязычного образования в стране продолжится, но будет постепенной и растянутой на много лет. В ответ реформисты, видимо, потребуют отказа от системы ступенчатого подоходного налога, которой так гордились центристы.

Премьер-министр Эстонии Юри Ратас и президент Эстониии Керсти Кальюлайд
Премьер-министр Эстонии Юри Ратас и президент Эстониии Керсти Кальюлайд

Получат ли что-то в свой актив взамен ухода с ведущих позиций центристы? Помимо некоторых министерских постов, центристам предположительно предложат пост спикера парламента, а в перспективе и не имеющий особых полномочий пост президента. В качестве кандидатуры на пост главы государства уже несколько известных эстонских аналитиков назвали покидающего сейчас правительство Юри Ратаса.

"Отечество" как птица Феникс

На фоне развала правящей коалиции интересна судьба третьего его члена – "Отечества". Эта партия, вне зависимости от численности представительства в Рийгикогу, всегда умудрялась занимать важнейшие посты в государстве. Теперь, очевидно, она окажется в оппозиции. Но явно ненадолго.

Ровно до следующих муниципальных и парламентских выборов, когда многие ее деятели, вероятно, станут баллотироваться в составе широко раскручиваемого мейнстримом клона "Отечества" – партии "Эстония 200". Некоторые преференции, очевидно, отечественникам удастся получить и раньше – когда начнется торг при голосовании на президентских выборах (в августе-сентябре текущего года).

В тот момент одних лишь голосов коалиции центристов и реформистов для избрания главы государства не хватит, и придется уламывать либо "Отечество", либо Социал-демократическую партию. О сотрудничестве с EKRE в свете нынешних событий разговаривать уже до новых парламентских выборов не будут.

Можно ли назвать нынешнюю отставку кабинета министров сенсационной?

Вероятно можно, и отнюдь не из-за самого факта развала (правящие коалиции редко когда существуют в Эстонии более двух лет), а из-за вероятного вмешательства внешних сил, которое на фоне происходящего у главного союзника Эстонии за океаном привносит новые веяния в привычные механизмы работы эстонской политической системы. А это прямо влияет на доверие граждан страны к действующим политикам и на формирование запроса на альтернативу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме