Сменит ли "случайного" президента Эстонии "неслучайный"?

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд с участниками праздника песни и танца в Таллине, 7 июля 2019
© Baltnews / Майя Бобенко

Федор Гусев

Менее года осталось до очередных президентских выборов в Эстонии, и "случайного" президента Керсти Кальюлайд может сменить фигура, отражающая реальные тенденции внутренней и внешней политики страны.

Выборы главы эстонского государства должны пройти в период с 10 августа по 29 сентября следующего года, то есть еще до очередных выборов в органы местного самоуправления, намеченных на 17 октября. И это важно, так как означает в Собрании выборщиков президента ровно тот политический расклад, который имеется в Эстонии уже сейчас. Но это в случае, если нового президента не смогут сразу избрать в парламенте.

Рийгикогу
Рийгикогу

Впрочем, и в Рийгикогу к моменту выборов президента состав вряд ли изменится. Внеочередных парламентских выборов пока в стране не ожидается, но даже если нынешний состав правящей коалиции не удержится, число голосов партий, представленных на таллинском Вышгороде, останется прежним. Исходя из этого, аналитики уже сейчас пытаются предсказать возможный расклад и шансы того или иного кандидата.

Керсти ищет работу

Теоретически шанс на переизбрание имеет и нынешний президент Керсти Кальюлайд, ставшая компромиссной фигурой в тот момент, когда с избранием главы государства в рамках обычной процедуры не справились ни парламент, ни состоящее из парламентариев и представителей местных самоуправлений Собрание выборщиков.

Президент Эстонской Республики Керсти Кальюлайд.
Пресс-служба президента Украины
Президент Эстонской Республики Керсти Кальюлайд.

Альтернативой избранию "хоть кого-то" были внеочередные парламентские выборы, на которые ни одна из представленных в Рийгикогу партий не была готова. В результате на посту президента и появилась "знакомая знакомых совета старейшин" Керсти Кальюлайд, про которую еще за неделю до избрания не знал практически никто, в том числе и большинство членов парламента.

Второй раз допустить ситуацию, при которой не у дел останутся все видные и заслуженные политики страны, в Эстонии вряд ли захотят – это напрямую влияет как на доверие избирателей к отдельным партиям, так и к государственной системе в целом. Поэтому гораздо более логичным на данный момент кажется торг за разделение сфер влияния между крупнейшими партиями, и, в первую очередь, участниками правящей коалиции.

Керсти Кальюлайд также хорошо понимает это, а потому активно занимается собственным трудоустройством, подав заявку на замещение освобождающегося следующим летом поста генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Креатура "Отечества"

Если трудоустроить Кальюлайд удастся, то, весьма вероятно, основную кандидатуру на пост президента снова будет выдвигать входящая в правящую коалицию партия "Отечество". Как известно, и Керсти Кальюлайд была советником занимавшего пост премьер-министра бывшего председателя партии Марта Лаара.

Выбор в пользу кандидата от "Отечества" был бы логичен, так как две другие коалиционные партии – Центристская партия и Эстонская консервативная народная партия (EKRE) – уже имеют в своем арсенале две важнейшие государственные должности – соответственно премьер-министра и спикера парламента. И вполне этим довольны. По уровню полномочий нынешние посты даже превышают возможности президента, а потому вряд ли партии захотят ими поменяться.

Хенн Пыллуаас во время праздничных мероприятий посвященных Дню победы в Освободительной войне 1918-1920 годов, 23 июня 2020
Хенн Пыллуаас во время праздничных мероприятий посвященных Дню победы в Освободительной войне 1918-1920 годов, 23 июня 2020

Впрочем, в первом туре выборов, вполне вероятно, можно будет увидеть и озвученного EKRE в качестве возможного партийного кандидата в президенты нынешнего спикера Хенна Пыллуааса, и представителя центристов. Возможно, кого-то выдвинут и оппозиционные социал-демократы, к примеру, своего кандидата на прошлых выборах, бывшего спикера Эйки Нестора. Реформисты на недавнем съезде заявили, что своего кандидата у них не будет.

Но все это будет не более чем специально срежиссированным политическим пиаром, чтобы в результате прийти к заранее оговоренному общему кандидату.

Премьер-министр Эстонии Юри Ратас на саммите ЕС в Брюсселе
EL Nõukogu
Премьер-министр Эстонии Юри Ратас на саммите ЕС в Брюсселе

Таран против России

Возвращаясь к "Отечеству", можно назвать двух вероятных претендентов на пост президента, на которых указывают внутрипартийные источники. Это нынешний министр иностранных дел Урмас Рейнсалу и министр обороны Юри Луйк. Оба кандидата хорошо известны в Эстонии и за рубежом, относительно молоды и отличаются абсолютной преданностью евроатлантическим идеалам – неизменной основе политики страны на протяжении всех лет независимости.

Избрание одного из них на пост президента, кроме внутриполитических дел, несомненно послужит ясным сигналом коллективному Западу и в первую очередь возвращающейся в США в Белый дом демократической администрации, о готовности Эстонии участвовать в больших политических играх в качестве исполнителя самых громких акций, направленных на обострение отношений с Россией.

Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу во время обсуждения ситуация в Белоруссии в Совете Безопасности ООН под эгидой Эстонии и США
Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу во время обсуждения ситуация в Белоруссии в Совете Безопасности ООН под эгидой Эстонии и США

Особенно ясно это проявится в случае, если президентом станет известный пещерной русофобией Урмас Рейнсалу. В отличие от имеющего неплохой дипломатический опыт, в том числе полученный на должности посла Эстонии в России, Юри Луйка, Рейнсалу точно не станет обходить стороной откровенно провокационные темы. А значит, обеспечит активное педалирование вопросов всевозможных антироссийских санкций, компенсаций за "советскую оккупацию", осуждения коммунизма, закрытия в Эстонии русских школ, поддержку российской оппозиции и прочего в том же духе.

Все это вполне может вывести страну в лидеры антироссийской риторики, то есть обеспечить отъем пальмы первенства в данном деле у Литвы.

Эстония при президенте Урмасе Рейнсалу станет идеальным тараном антироссийских сил Запада в балтийском регионе. И все это в надежде на рост оборонной и экономической помощи со стороны США.

Вторые роли центристов не устраивают

Конечно, до начала президентских выборов время еще есть. И главная оппозиционная сила – Партия реформ – постарается сделать все, чтобы развалить действующую правящую коалицию. Если это удастся, то ценой компромисса вполне может стать выдвижение на пост президента нынешнего премьер-министра Юри Ратаса.

Но шанс подобного сценария не очень велик, так как обмен должности премьера на пост президента будет фактически означать отход центристов в правительстве на второй план (подчинение реформистам), а значит потерю значительной части влияния в стране. Пойти на это центристы будут вынуждены лишь в случае значительного политического кризиса, из-за которого они окажутся не в состоянии терпеть рядом своих нынешних коалиционных партнеров.

Пока ничего подобного не происходит. Наоборот, центристы всеми возможными способами вытаскивают популистскую EKRE из всех возникающих проблем, предпочитая оставаться в правительстве первыми.

Может ли на будущих президентских выборах вновь появиться "темная лошадка"? Только в том случае, если эстонские политики вновь переиграют сами себя. Очередной слабый президент, при сохранении минимальных полномочий данной должности в Эстонии, просто окончательно дискредитирует сей пост как таковой. А это, в свою очередь, сузит поле для политического маневра каждой из действующих партий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме