Российские "пугалки" реформистов хаотизируют власть в Эстонии

Плакат рекламной кампании Партии реформ

Федор Гусев

Парламентская оппозиция Эстонии старается сорвать референдум об определении брака, что провоцирует "идеологический сбой", который, как ни странно, хорошо укладывается в общий процесс хаотизации эстонского политического ландшафта.

За три десятилетия независимости в Эстонии сложился целый ряд негласных политико-идеологических правил, которые до сих пор не смел нарушить ни один эстонский политик ни одной из парламентских партий. В частности, за эти годы никто даже не заикался о том, что Эстонии могло бы быть лучше в составе России.

А за одно лишь гипотетическое предположение о том, что членство в НАТО не идет Эстонии на пользу, своего поста немедленно лишился министр Михаил Корб.

Пресс-конференция, созванная членом правления Центристской партии Эстонии Яной Тоом.  Яна Тоом, Ольга Иванова, Оудекки Лооне  Михаил Кылварт и Михаил Корб
Пресс-конференция, созванная членом правления Центристской партии Эстонии Яной Тоом. Яна Тоом, Ольга Иванова, Оудекки Лооне Михаил Кылварт и Михаил Корб

То есть рамки дозволенного были (не без помощи западных союзников) четко определены, и любая крамола была невозможна по определению, так как немедленно каралась осуждением в мейнстримных СМИ и исключением из "благородного общества".

Провокация ради власти

И вот теперь пребывающая уже достаточно продолжительное время в оппозиции Партия реформ решила пойти ва-банк, нарушив "табу". Притом таким образом, чтобы "крамола" ударила, прежде всего, не по ним самим, а по действующему правительству.

Так, среди 9300 представленных оппозицией поправок к проекту закона о проведении референдума об определении понятия брака в качестве союза мужчины и женщины из-под пера реформистов появились предложения спросить у народа: не лучше ли бы жилось Эстонии в составе Российской Федерации; не следовало бы Эстонии выйти из НАТО; не пора ли начать восстановление Советского Союза; не должна ли Эстония входить в сферу влияния России; не стоит ли запретить в Эстонии образование на эстонском языке.

Реформисты утверждают, что эти вопросы были предложены исключительно с целью заблокировать рассмотрение законопроекта о референдуме (который якобы "разобщит общество"), однако их содержание безусловно привлечет внимание и задающих антироссийскую повестку западных "старших братьев", перед которыми придется объясняться действующему правительству.

А там уж и до отставки недалеко, ведь, как в старом анекдоте, неважно, кто украл шубу, – главное, что осадочек на душе нехороший остался.

"Угроза государственности"

Естественно, подобный "финт" привел политиков из правящей коалиции в ярость. В частности, министр иностранных дел Урмас Рейнсалу обвинил оппозицию в нарушении депутатской присяги и посягательстве на государственный суверенитет страны.

Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу
Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу

"Идея этого предложения была ясна: дискредитировать Эстонскую Республику и, следовательно, правительство на международном уровне с целью достижения внутриполитического успеха", – отметил в своем блоге глава МИД Эстонии.

Поведение оппозиции однозначно осудили также премьер-министр Юри Ратас и президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Вместе с тем, похоже, что организовавшие провокацию реформисты уже начали осознавать, что "погорячились".

Премьер-министр Эстонии Юри Ратас и президент Эстонии Керсти Кальюлайд
AFP 2020 / RAIGO PAJULA
Премьер-министр Эстонии Юри Ратас и президент Эстонии Керсти Кальюлайд

Во-первых, все связанные с Россией поправки после публикации информации в СМИ были немедленно отозваны, а во-вторых, ведущие политики Партии реформ начали активно отбиваться в соцсетях и прессе от нападок, используя популярный прием "нас не так поняли", сваливая всю вину за возникновение нынешней ситуации на политических оппонентов.

"Я напоминаю, что одним из средств влияния России по развалу демократической Европы уже долгое время является так называемая защита традиционных семейных ценностей и неутомимое подчеркивание упадка либеральной демократии. Наши горячо поддерживающие проведение референдума ультраконсерваторы с таким воодушевлением присоединились к компании влияния Путина, что через свои каналы приводят в качестве примера даже принципы кодекса чести царской армии. Не говоря уж о том, что у одной из правящих партий по-прежнему имеется соглашение о сотрудничестве с партией власти Путина", – отметил в своем блоге в Facebook реформист Марко Михкельсон.

И все же вероятно, что "осадочек" теперь останется и у избирателей самих реформистов. Тем более, что скандальные поправки выдвинули в том числе известные своей русофобией бывший полковник Советской армии, а впоследствии командующий Силами обороны Эстонии Антс Лаанеотс и упомянутый выше заместитель председателя парламентской комиссии по иностранным делам, рьяный сторонник американских демократов Марко Михкельсон.

Процесс саморазрушения запущен

Очевидно, что начавшееся с принятия в правящую коалицию страны Эстонской консервативной народной партии (EKRE) переформатирование эстонского политического ландшафта из-за нынешних действий оппозиции только ускорится.

Антс Лаанеотс
© Sputnik / / Вадим Анцупов
Антс Лаанеотс

И дело даже не в референдуме, который с большой долей вероятности, даже если подтвердят в парламенте, оспорят в Государственном суде и, при давлении со стороны западных союзников, под благовидным предлогом отменят. Дело – в общей дискредитации власти в глазах избирателей.

"Не желая уступать ни одной из сторон в нынешней конституционной возне, становится ясно, что власть полностью тем самым делегитимизирует себя. Если люди потеряют уважение к государственной власти, результатом будет анархия и затем диктатура", – отметил у себя в блоге в Facebook известный эстонский публицист и главный редактор журнала Diplomaatia Эркки Баховски.

Возможно, связанный с коронавирусом экономический кризис, а также ангажированность и откровенное пренебрежение мнением друг друга среди политических сил и отдельных политиков (включая президента) Эстонии действительно могут вывести на арену новые силы, для которых существовавшие десятилетиями договоренности не будут иметь никакого значения.

Будет ли это однозначно плохо для медленно и болезненно, но все-таки избавляющейся от внутренних страхов и ложных догм страны? Не факт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме