Смерть "зеленого" курса: без российского газа об экологии все забыли

Загрязнение воздуха
Pixabay

Любовь Безродная

Президент США Джо Байден уже смирился с тем, что развитие ВИЭ придется серьезно притормозить, если не свернуть. Даже в Европе собираются пожертвовать темпами по сокращению выбросов CO2 в период энергокризиса, который, очевидно, затянется надолго.

На фоне санкционной войны, которую начали государства "коллективного Запада" из-за спецоперации России на Украине, в странах Европы и Америки разгорелся кризис. Оказалось, что ограничительные меры против РФ и намерения даже частично отказаться от углеводородов из этой страны могут взвинтить цены на энергоносители до критических отметок.

В США, где правительство страны и вовсе ввело запрет на импорт нефти и других углеводородов из России в рамках нового ужесточения санкций из-за Украины, галлон бензина в среднем на начало апреля стоил $4,19, а год назад его цена составляла $2,87.

Президент Джо Байден пытается убедить страны ОПЕК ослабить ограничения на добычу нефти, но пока безуспешно. При этом в самих Соединенных Штатах принимаются достаточно радикальные меры, особенно с учетом общего "зеленого" курса Демократической партии. В стране расконсервируют месторождения, инвестируют в нефтегазовый сектор и делают все возможное, чтобы нарастить добычу углеводородов.

Это говорит о том, что Байдену, который пришел к власти под лозунги о развитии "зеленой" энергетики, придется отказаться от этого курса. Впрочем, как и Европе, которая ставила заботу об экологии своей первоочередной целью.

Просто выяснилось, что весь "зеленый" курс Запада держался на российском газе и нефти.

Возврат к исходным позициям

После прихода Джо Байдена к власти огромная часть инвестиций была перенаправлена с нефтегазовой отрасли на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Однако сегодня в стране уже не затягивают выдачу федеральных разрешений на строительство новой газовой инфраструктуры, а министр энергетики США даже попросил нефтяные предприятия активизировать разработку ископаемых ресурсов и увеличить количество буровых установок.

В 2022 году в Соединенных Штатах начали расконсервировать месторождения, на которых ранее была приостановлена добыча углеводородов. Однако за время правления администрации Байдена, которая придерживалась "зеленого" курса, уровень добычи в стране просел настолько, что сегодня – даже с учетом того, что количество действующих буровых скважин увеличивается – объем добытых углеводородов стоит на месте.

Сегодняшняя политика США позволяет только компенсировать тот провал, который образовался в 2020 и 2021 годах из-за снижения объема инвестиций в нефтегазовый сектор.

Продолжать "зеленый" курс для Америки сегодня стало практически невозможно, ведь экономику этой страны без дешевых энергоносителей ждет коллапс. Впрочем, как Baltnews рассказал руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко, "зеленая" повестка в США никогда не была особенно сильна.

Эта страна исторически была в стороне от климатических вопросов. Америка не стала участником Киотского протокола. Конечно, в итоге США все же вошли в Парижское соглашение, но затем администрация Дональда Трампа приостановила свое участие в этом проекте.

"Мы наблюдаем борьбу двух партий. Трамп изначально поддерживал нефтегазовый сектор. Даже один из его предвыборных лозунгов звучал: "Новая эра глобального энергетического доминирования США". При этом администрация Байдена, напротив, работала против Трампа, и повестка о развитии нефтегазовой сферы не устраивала их электорат. Заняв пост президента, Джо Байден начал наносить удары по этой отрасли, а также вернулся в Парижское соглашение. Весь 2021 год прошел под эгидой "зеленой" энергетики и лозунгом о том, что все инвестиции нужно перенаправить на развитие ВИЭ", – заметил Мищенко.

"Естественно, нынешний энергетический кризис США встретили с подорванной нефтегазовой отраслью. При этом спрос на углеводороды никто не отменял. Не весь мир может позволить себе такую роскошь, как переход на электрокары или использование невероятно дорогой "зеленой" энергетики. Сегодня также добавляется кризис с Россией и экономическая война, которая подразумевает отказ от нефти и газа из РФ. Это толкает рынки в ожидание эмбарго на поставки углеводородов", – добавил он.

Вячеслав Мищенко напомнил, что в США "зеленая" энергетика была в зачаточном состоянии. Но сегодня Байден готов перечеркнуть даже собственные труды из-за взвинтившихся цен на топливо – в первую очередь, моторное. Это очень чувствительная зона для экономики США, ведь Америка – страна автомобильная.

В Штатах львиная доля грузоперевозок осуществляется именно автотранспортом. Население тоже массово использует машины для передвижения. Любое повышение цен на бензин очень больно бьет по экономике США и ведет к удорожанию товаров и услуг.

"То, что сегодня происходит в США, как, впрочем, и в Европе – это беспрецедентный случай. В Америке цены на топливо выросли уже в 2–2,5 раза. Администрация Байдена вынуждена реагировать, особенно учитывая грядущие промежуточные выборы в Конгресс. Именно попытка нынешнего правительства США приостановить развитие нефтегазовой отрасли привела к сегодняшнему эффекту. Теперь администрация будет делать шаги к возвращению к реальному сектору экономики", – уверен Мищенко.

"Зеленая" сделка уже отошла на второй план как несущественная. Эта повестка в принципе была во многом надуманной и существовала для того, чтобы перераспределить финансы от ресурсопроизводителей к ресурсопотребителям. Сейчас эта схема будет обнулена, ведь никто уже не собирается делать никакие реверансы в сторону "зеленых" проектов. США испытывают более насущные проблемы. Им нужно накормить, обогреть и дать возможность перемещаться населению, а на выбросы и глобальное потепление сегодня всем плевать", – заключил он.

"Зеленая" повестка уже не актуальна

США активно подталкивали страны Европы к переходу от российского газа к американскому СПГ, а также во многом поддерживали и развитие альтернативных источников энергии, ведь ВИЭ тоже могли бы снизить "зависимость от РФ". При этом сами Соединенные Штаты всегда были очень далеки от того, чтобы сделать свою энергетику "зеленой".

Даже запрет на поставки нефти и угля из РФ проходит с оговорками. Минфин США установил 22 апреля в качестве крайнего срока по прекращению сделок по импорту углеводородов из России. Пока же объемы только растут: за последнюю неделю Соединенные Штаты увеличили поставки российской сырой нефти на 43%.

Европу же американцы откровенно подталкивают к отказу от углеводородов из РФ, хотя в ЕС ситуация еще хуже. О "зеленой" повестке вспоминают все реже, прекрасно понимая, что ветряки и солнечные батареи не являются заменой газу и углю. Даже в докладе Международного энергетического агентства (МЭА) отмечают, что Евросоюз должен временно пожертвовать темпами сокращения выбросов парниковых газов и увеличить импорт угля из любых стран, кроме России.

Все эти действия, которые практически хоронят "зеленую" сделку, преследуют единственную цель – отказ от российского газа в будущем. Но возможно ли будет в принципе продолжить "зеленый" курс без энергоносителей РФ? Если разобраться в деталях, то становится понятно, что нет.

Работа ветряков и солнечных панелей зависит от погодных условий, и, как только ветер утихает, а небо закрывают тучи, ВИЭ-генерация снижается до минимальных значений. В итоге существуют два возможных исхода, которые мир уже видел, причем совсем недавно.

Первый – повторится история с блэкаутом зимой 2020 года в Техасе. Тогда из-за заморозков "ветряки" не смогли покрывать спрос на электричество в штате. При этом большая часть угольных электростанций была закрыта. Компенсировать нехватку оказалось нечем. В итоге штат несколько недель жил то с перебоями, то вообще без света и тепла.

Второй вариант – кризис в Германии в феврале 2020 года, когда из-за холодов десятки тысяч "ветряков" покрылись льдом. Наледь с "ветряков" пришлось убирать с помощью работы вертолетов, использующих специальные химические вещества. Кстати, вертолеты тогда сожги немалое количество авиакеросина (было не до подсчета выбросов СО2 в атмосферу). Параллельно с этим власти ФРГ инициировали запуск сразу нескольких угольных станций, чтобы компенсировать нехватку электричества.

Ископаемые энергоносители необходимы при переходе на ВИЭ как вспомогательный ресурс в тот период, когда солнечные панели и ветряки не могут обеспечивать необходимый объем генерации. Несмотря на все лозунги ни в Европе, ни в США от "грязных" источников энергии так и не отказались.

Согласно отчетам МЭА, по итогам 2021 года потребление угля в ЕС и США увеличилось почти на 20%. Причем по данным Управления энергетической информации США, в Америке рост производства угольной энергии составил даже 22%. И это при том, что летом прошлого года энергокризис только начинался. Сегодня же он усилился, достигнув критической отметки.

Проблемы для возобновляемых источников энергии представляют и растущие цены на редкоземельные металлы. Оксид неодима, который необходим для электромоторов и ветряных турбин, уже в сентябре 2021 года стал дороже на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Также одним из ключевых элементов "чистой" энергетики являются накопители, которые хотя бы теоретически могут обеспечить бесперебойное снабжение электроэнергией. Для их производства необходимы литий (с начала 2022 года подорожал на 50%) и кобальт (демонстрирует стабильный рост с 2015 года, за все время прибавив в цене 260%).

Стоимость редкоземельных металлов растет не только из-за высокого спроса, но и из-за цен на углеводороды. Для добычи и производства этих металлов нужна стабильная генерация электричества, которая обеспечивается с помощью угля или газа. Чем выше цены на энергоносители, тем дороже в итоге будут стоить редкоземельные металлы.

Учитывая все обстоятельства, Белый дом смирился с тем, что продолжить "зеленый" курс не выйдет, по крайней мере, в ближайшее время. Несмотря на все предвыборные лозунги и обещания Байдена, ему придется вернуться к реальному сектору экономики и начать восстанавливать пошатнувшийся нефтегаз.

Европе тоже придется притормозить с внедрением "чистой" энергии, сосредоточившись на более насущных проблемах, ведь без угля и газа из России первостепенной задачей становится обеспечение населения электричеством и теплом, а не показатели выбросов CO2.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме