Снизить выбросы любой ценой: Эстония готовится к ударному "зеленому курсу"

Загрязнение воздуха
Pixabay

Илья Круглей

Эстонии пришлось адаптироваться к новому пункту "зеленой сделки", которую Еврокомиссия в крайне агрессивной форме навязывает всем членам ЕС. Какие отрасли больше всего пострадают от дополнительных затрат ради эфемерных идей декарбонизации?

Комиссия Рийгикогу по делам ЕС обсудила позиции правительства по климатическому пакету Евросоюза "Цель 55" и решила утвердить и дополнить позиции, частично учитывая мнение комиссий по экономике и окружающей среде.

Речь идет о программе, которая была предложена Еврокомиссией (ЕК) еще в июле 2021 года. Она является частью "зеленой сделки", суть которой – сократить общий объем выбросов парниковых газов (ПГ) в странах ЕС по сравнению с 1990 годом на 55% к 2030 году и достичь климатической полной нейтральности (нулевых выбросов) к 2050 году.

Эстония должна сократить выбросы ПГ в секторах, которые до сих пор были исключены из программы европейской торговли квотами на выбросы (ETS). То есть предприятия, которые работают в целом ряде отраслей, теперь должны адаптироваться к ситуации, когда к статье расходов добавляется еще и плата за якобы вред экологии. При этом Таллин должен в соответствии с новыми условиями "зеленой сделки" сокращать объем выбросов уже не на 13%, а на 24%.

Как заявила замдиректора секретариата Европейского союза госканцелярии Катрин Юханди, в 2019 году выбросы ПГ в различных отраслях Эстонии составили почти 6,2 млн тонн в эквиваленте CO2. Согласно условиям "зеленой сделки", объем выделяемых ПГ в балтийской стране должен к 2030 году снизиться до 5,39 млн тонн. Однако из-за еще более жестких условий, которые привносит "Цель 55" (те самые 24% вместо 13%), выбросы от предприятий из ряда отраслей Эстонии должны к 2030 году составить уже 4,7 млн тонн. За чей счет это будет делаться, разумеется, пока непонятно.

Очевидно, что для экономики балтийской страны вскоре настанут еще более тяжелые времена. На фоне энергокризиса и пандемии предприятия Эстонии должны заботиться об эфемерных идеях экологии, которые, если как следует разобраться в деталях, никакой практической выгоды населению страны не принесут. Еврокомиссию не заботят реальные проблемы сохранения окружающей среды в Прибалтике.

Хищническая вырубка лесов в регионе, загрязнение грунтовых вод и Балтийского моря, которое в отдельных прибрежных зонах в определенное время года уже превращается в болото, – на все это внимания не обращают и деньги тратить не торопятся. 

Кому больнее всего?

Правительство Эстонии хотело поскорее принять документ по программе "Цель 55". Мотивация была вполне простой: чтобы о чем-то спорить с Еврокомиссией и выторговывать для себя лучшие условия по сокращению выбросов (нанося при этом наименьший экономический ущерб эстонским предприятиям), надо полностью утвердить собственный план по сокращению выбросов ПГ.

"Нам очень нужна исходная позиция государства, чтобы мы были равноправными партнерами за столом переговоров и могли отстаивать свои позиции", – сообщила ERR вице-канцлер Министерства окружающей среды Кристи Клаас.

Заблокировать же законопроект по сокращению выбросов парламенту было не выгодно, ведь если это произойдет, то Таллину вообще придется исполнять указания ЕК по этому вопросу без всяких оговорок. Принцип весьма простой – вы документ по сокращению выбросов на своей территории не рассмотрели, не приняли, отдельные его положения в Евросоюзе не уточняли, значит, молча исполняйте климатическую программу ЕК.

Этот тот случай, когда оба варианта ни к чему хорошему не приведут. Отказаться от "зеленой сделки" и ее подпунктов вроде "Цели 55" нельзя. Можно нарваться на санкции со стороны Брюсселя. Прецеденты уже имеются. Большой привет Польше, которая из-за работы угольной шахты "Туров" должна за каждый день ее работы платить штраф по 500 тыс. евро. 

По словам министра экономики и инфраструктуры Таави Ааса, цели климатического пакета, поставленные для сельского хозяйства страны, даже теоретически недостижимы для Эстонии. Также он отметил, что обязательное снижение выбросов СО2 нанесет урон и морскому сектору страны.

"Причина в том, что если мы внесем изменения здесь, в Европе, и в регионе Балтийского моря, мы на самом деле можем просто нанести ущерб конкурентоспособности нашего бизнеса и наших портов", – сказал министр.

Его логика вполне проста. Одна из директив пакета "Цель 55" обязывает судоходные компании, выполняющие внутреннюю навигацию в ЕС, покрывать 100% своих выбросов квотами на CO2. По сути, Европа заставит все суда, заходящие в морские гавани Старого Света, включая эстонские, либо устанавливать на транспорт дорогое оборудование и новые двигатели, либо платить за выбросы.

Очевидно, что морские перевозчики, пытаясь сократить издержки, будут искать другие пункты для разгрузки. В итоге суда, которые ранее доставляли товары и сырье, скажем, в порт Таллина, в будущем предпочтут делать это в соседних российских портах Балтийского моря (и место почти то же, и ни за какие выбросы платить не надо).

Эстонские морские гавани де-факто из-за "Цели 55" потеряют свою конкурентоспособность. А ведь судоходство – это весьма серьезная доходная статья для экономики балтийской страны. С 1992 по 2020 год республика перевезла через порты более миллиарда тонн грузов.

С сельским хозяйством тоже не все так просто. Еще ноябре 2021 года некоторые парламентарии Эстонии негодовали из-за того факта, что по условиям программы "Цели 55" в секторе землепользования, сельского и лесного хозяйства на Эстонию возложены в пять раз большие обязательства, чем на некоторые другие страны ЕС.

В отдельных случаях продукция сельского хозяйства, где либо вообще не применяются химикаты, либо используется их минимум, считается экологически чище. Но выдержит ли конкуренцию такая эстонская продукция на европейском и других рынках? Техника для обработки полей должна будет выбрасывать меньше СО2 при своей работе, но за счет чего? Перехода на электротракторы или оплаты квот за выбросы? 

В любом случае за это должен кто-то заплатить. Если это будет фермер, то он вскоре обанкротится, а если покупатель сырья, то вырастет цена продуктов, следовательно, за все станет расплачиваться простой обыватель, который идет в магазин за хлебом.

Входим в режим экологического безумия

По мнению эстонского предпринимателя Виталия Гайчонка, понесут урон также средний и малый бизнес страны. Понятно, что новые технологии в различных отраслях должны быть экологически чище, но при этом надо еще и думать об их стоимости. Как бы сильно ни сократились выбросы при производстве какого-либо продукта или в ходе предоставления услуги (например, перевозки товара), потребитель откажется от всего этого, если конечная стоимость будет слишком высокой. Он просто станет искать другого продавца.

"Торговля квотами СО2, к которой объективно эстонские предприятия подталкивают условия программы "Цель 55" – это не рыночный инструмент и не способ здоровой поддержки конкурёенции внутри Эстонии, Прибалтики или всего Евросоюза. Наоборот, это огородит нас от других рынков", – заявил предприниматель.

"Скажем, мы производим машину, рыбные консервы или электронику, назначая за это определенную стоимость, в которую включены сборы за выбросы СО2. А страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, или Латинской Америки предлагают схожие товары, но игнорируя все эти игры с климатической повесткой и платой за выбросы. В итоге вся продукция и останется на нашем же рынке с наценкой за экологичность, а в мире никто брать ее не захочет. Более того, нам придется отгородиться от других стран, поскольку оттуда будут идти более дешевые товары, которые за счет конкурентоспособной цены могут попросту уничтожить наших производителей", – подчеркнул Гайчонок.

Он добавил, что от программы "Цель 55" в Эстонии больше всего пострадает именно энергетическая отрасль, в которой до сих пор важную роль играют горючие сланцы. Их использование вызывает, по мнению ЕК, большое количество выбросов, а значит, предприятия, сжигающие сланец, должны покупать квоты.

Разумеется, обязательства Эстонии по снижению выбросов приведет к еще большим расходам в отрасли, а энергетика – это кровь экономики. Если расходы увеличатся у предприятий, генерирующих электричество, то с небольшим временным лагом траты возрастут вообще у предприятий из всех отраслей.

Это касается не только промышленных гигантов или больших торговых сетей, но малого и среднего бизнеса, которому, в отличие от корпораций, труднее выпрашивать льготы у правительства.

Как рассказал в беседе с Baltnews политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, наднациональные структуры Евросоюза в плане климатической повестки слишком увлеклись идеологией. При этом не учитываются экономические особенности разных стран, ведь периферийные государства ЕС часто не могут позволить себе политику энергоперехода без серьезных последствий.

"Позиция Брюсселя становится слишком жесткой. Такая настойчивость "центра" не всегда характерна даже для одного федеративного государства, что уж говорить о политико-экономическом объединении нескольких стран. Отчасти из-за этого Великобритания и вышла из ЕС в свое время. Слишком уж много власти себе стали забирать наднациональные структуры Евросоюза и формировать внутреннюю политику своих членов. Увы, но Эстонии придется адаптироваться к программе "Цель 55", пусть и с большими для себя издержками", – резюмировал политолог.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме