Адаптация к кризису по-эстонски: сделаем дешевле электричество, но не сразу

Калькулятор и лампочка

Илья Круглей

Обеспечить госрегулирование стоимости электричества в Эстонии будет не просто сложно, а практически невозможно. Ветрогенераторы и солнечные панели в любом случае не сделают свою продукцию дешевле, а энергия от горючих сланцев все равно будет с наценкой за выбросы СО2.

Энергокризис толкает многие станы в ЕС на все более отчаянные меры. Эстония не стала исключением. В Департаменте конкуренции балтийской страны заговорили о необходимости перехода на регулируемые цены на электроэнергию.

Более того, как пишет ERR, соответствующее предложение поступило и от двух оппозиционных партий Эстонии – "Отечества" (Isamaa) и Эстонской консервативной народной партии (EKRE). По мнению политиков, потребители в стране должны покупать электричество не по биржевой, а по согласованной с Департаментом конкуренции цене.

Подобные инициативы могут привнести серьезные изменение в энергетическую отрасль страны. Впрочем, с юридической и экономической точек зрения, претворить в жизнь такие нововведения (де-факто – уход с энергобиржи Nord Pool) будет крайне сложно по целому ряду причин. При этом не совсем понятно, удешевит ли это коммунальные услуги для рядового эстонца или нет.

Энергетическая безысходность

Как заявил в начале декабря гендиректор Департамента конкуренции Эстонии Мярт Отс, переход к регулируемым ценам на электричество для мелких потребителей, хоть и требует серьезных преобразований, вполне возможен. Законы Европейского союза допускают подобные реформы.

Речь идет о пакете внутреннего рынка электроэнергии, который, по сути, позволяет задействовать так называемую универсальную услугу для небольших домохозяйств и малых предприятий. Мярт Отс также заявил, что некоторые страны ЕС уже используют подобную схему.

Ее суть – наложить на всех производителей электричества в стране обязанность обеспечивать продавцов энергией по согласованной цене. В таком случае поставщики могли бы продавать ее потребителям по стоимости, на которую может влиять правительство.

Впрочем, в эстонском ведомстве признали, что подобное нововведение не может гарантировать снижения цены. Более того, контролировать каждого производителя энергии в балтийской стране, учитывая появление возобновляемых источников энергии (ВИЭ), станет крайне сложно.

Выходит, нужно будет следить за ценообразованием продукции от всех ветрогенераторов и солнечных панелей, а ведь у таких объектов стоимость выработки колеблется чуть ли не каждую неделю из-за погоды. К тому же, не совсем понятно, за счет чего производители, включая даже более традиционную генерацию для Эстонии (сжигание горючих сланцев), смогут снижать цены, если правительство того потребует.

Солнечная и ветровая энергетика как была дороже традиционной, так и остается по сей день. При этом за сжигание горючих сланцев из-за "зеленой сделки" приходится платить надбавку за выбросы СО2. По словам гендиректора Департамента конкуренции, самая большая часть расходов станций, использующих подобные полезные ископаемые – это цена квоты на выбросы углекислого газа.

В настоящее время она составляет порядка 80 евро за тонну, которая как раз и нужна для производства 1 МВт*ч в случае сжигания сланца. А ведь к этому еще нужно добавить стоимость производства самого электричества, которая составляет порядка 40-50 евро за 1 МВт*ч. И как в таких условиях выполнять требования правительства по снижению цен? Предприятиям работать себе в убыток?

Эстонский экономист Леонид Цингиссер считает, что правительство страны сейчас пытается проявить хоть какую-то заботу о населении, поскольку оно в период энергокризиса и высоких цен на электричество уже начинает роптать:

"Руководство балтийской республики предлагает сразу три интересные инициативы. Первая – рассмотрение варианта увеличения поставок из Российской Федерации. Это, конечно, идет вразрез с идеологией дистанцирования от Москвы и разрыва с ней экономических связей (особенно на фоне отключения от БРЭЛЛ). Но тут уж выбирать не приходится: в Эстонии энергодефицит, а скандинавской энергии попросту не хватит.

Вторая инициатива – компенсация затрат гражданам Эстонии, у которых доход ниже 1 500 евро. Идея хорошая, но пока трудно сказать, откуда брать на подобное нововведение деньги и как вообще будет работать этот механизм".

"Третье предложение правительства – это как раз госрегулирование стоимости энергии, т.е. отказ от энергобиржи Nord Pool. Выходит, руководство страны само же расписывается в провальности своей стратегии по формированию свободного рынка. Так стремились к бирже Nord Pool, а теперь быстрее хотим из нее выйти? Увы, но просто все вернуть не выйдет. Есть лоббисткие группы внутри правительства и бизнеса, которые не позволят просто так отсоединить эстонский рынок от сотрудничества со скандинавским капиталом", – пояснил Цингиссер.

Эксперт подчеркнул, что внедрение подобных реформ займет очень много времени. Пока законы пройдут все согласования, пока создадут механизм, принуждающий производителей энергии назначать приемлемую цену, холодный период 2022 года уже пройдет и настанет лето.

Более того, правительству Эстонии все равно не удастся отменить выплаты предприятий за выбросы СО2. Eesti Energia, которая использует сжигание сланцев, в таком случае начнет искать лазейки и вообще отравит свою энергию на Nord Pool, оправдывая это тем, что раз уж она не может снизить стоимость такого электричества для малых домохозяйств Эстонии, тогда его нужно отправлять на биржу. И как тогда регулировать цены?

Прибалтика в "зеленых" тисках

Надо признать, что госрегулирование цен на энергию в Эстонии хоть и не снизит счетов за коммунальные услуги, все же может в перспективе избавить рынок от скачков стоимости на электричество, которые на Nord Pool стали уже привычным делом. Это несомненный плюс для экономики государства. Бизнес хотя бы сможет адекватно планировать свои расходы в соответствии со стоимостью на энергию. Однако чего это будет стоить самим производителям?

Проблема в том, что от политики энергоперехода (от углеводородов – к "зеленой" генерации) в балтийской стране отказываться не намерены. Наоборот, Эстония исправно повышает долю ВИЭ в своем балансе.

Если в 2018 году доля биотоплива, ветро- и солнечной генерации составляла 19,86%, то в 2019 году – уже 21%. 2020 год также продемонстрировал рост, особенно в первые шесть месяцев. Во втором квартале 2020-го общая выработка электростанций, работающих на ВИЭ, составила 480 ГВт*ч, т.е. на 17% больше, чем за аналогичный период 2019 года.

Увеличение доли "зеленой энергетики" объективно не поможет снизить цены на коммунальные расходы для малых домохозяйств. Допустим, правительство станет выделять еще больше субсидий для проектов с солнечными панелями и ветропарками. Но деньги ведь будут извлекаться из бюджета страны.

Выходит, цену электричества государство удержит на определенной отметке, но тогда придется уменьшить траты на социалку или снизить другие расходы, влияющие на качество жизни населения. Хуже всего, что от ВИЭ-генерации отмахнуться не получится. Эстония согласилась на "зеленую сделку", которая удерживает энергетику страны в тисках, не позволяя маневрировать (временно переходить на традиционные типы генерации) даже во время энергокризиса.

Если Эстония отключится от БРЭЛЛ через несколько лет, то ей в любом случае придется импортировать еще больше электричества из скандинавских стран, которые дорогую энергию от "ветряков" продают соседям, а более дешевую используют для внутреннего потребления. Как правительство балтийской страны намерено регулировать стоимость электричества, когда его поставщики – это не местные предприятия, а датские, финские или шведские компании?

В беседе с Baltnews политолог Андрей Тихонов объяснил, что не только Эстония, а вообще вся периферия ЕС пока не может сопротивляться "зеленой" моде и стратегии по наращиванию ВИЭ-генерации (какой бы ущербной в экономическом плане она ни была):

"Мы видим, как даже венгерскому премьер-министру Виктору Орбану не всегда удается сопротивляться Брюсселю. Есть еще Польша, руководство которой с переменным успехом отстаивает свои интересы в спорах с западноевропейскими странами. Однако это не значит, что вскоре вокруг Варшавы соберутся все недовольные в Восточной Европе и начнут открыто саботировать "зеленую сделку".

"В балтийских странах, включая Эстонию, нет таких политических элит, которые готовы уже сегодня идти наперекор приказам из Еврокомиссии или других наднациональных структур ЕС. Единственное, ради чего общество в Эстонии может консолидироваться – это тема национализма. Вот "угроза России" – это та тема, благодаря которой можно найти поддержку среди обывателей. А с остальными повестками проблема", – объяснил эксперт.

По мнению Тихонова, политические элиты Эстонии, что бы они ни говорили о госрегулировании цен на электроэнергию, не будут отказываться от наращивания ВИЭ-генерации.

Логика весьма простая – мы используем все больше "ветряков", а Евросоюз нас за это похвалит, может быть, даже даст чуть больше дотаций. Фактический рост стоимости электроэнергии для простых обывателей в этом случае, как и сомнительность реального контроля за ценами, будут восприниматься чиновниками просто как издержки, недостойные внимания.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме