Шокирующий скачок стоимости электричества и собственное бессилие повлиять на ситуацию, похоже, заставили власти Эстонии усомниться в том, что они поступили разумно, выступив против реформы системы ценообразования на энергетических рынках Евросоюза.
Ранее страны альянса не смогли договориться о том, какие меры им следует принять для обуздания роста цен на энергоносители. А потому предложение "отвязать" стоимость электричества от стоимости природного газа было отвергнуто, решили ограничиться мерами финансовой помощи наиболее уязвимым потребителям электричества.
Кризис цен на энергоносители, вызванный, как полагают, резким ростом глобального спроса на природный газ и электричество, вызвал очередной раскол в рядах государств Евросоюза.
Образовались две противоборствующие фракции, возглавляемые Германией и Францией, с несовместимыми взглядами на то, как следует бороться со скачком цен, который может предположительно продлиться до середины следующего года.
Эстония, присоединившаяся к Германии, подписалась под коллективным заявлением о недопустимости поспешных и недостаточно хорошо продуманных реформ действующих на рынке правил ценообразования.
Тем самым была поддержана позиция не только Берлина, но и Брюсселя в лице комиссара ЕС по делам энергетики, представителя Таллина в Еврокомиссии Кадри Симсон, которая призывала всех перетерпеть этот кратковременный кризис, ограничившись мерами прямой и налоговой поддержки населения и предпринимателей. Что правительство Эстонии сейчас и пытается сделать.
"Мы согласны с Европейской комиссией, что в краткосрочной перспективе повышение цен может быть лучше всего решено посредством временных и целенаправленных национальных действий государств-членов", – говорилось в совместном заявлении, в том числе и Эстонией. – "Мы не можем поддержать какие-либо меры, которые представляли бы отход от конкурентных принципов нашей структуры рынка электроэнергии и газа", так как это может "поставить под угрозу доступность и безопасность энергоснабжения".
Зачем французам дорогой природный газ, если они используют атомные станции
Позиция оппонентов "немецкой группы" и, прежде всего, Франции, заключается в том, что систему ценообразования на рынке электричества следует изменить, отвязав ее от рыночной стоимости природного газа.
Французам, покрывающим львиную долю своего энергопотребления за счет атомных станций, действительно странно платить за электричество намного больше, чем стоит продукция их АЭС, лишь потому, что природный газ стал очень дорог.
Довольно подробно об этой системе ценообразования рассказали эстоноземельцам представители государственной энергетической компании Eesti Energia. И соотечественники их очень внимательно выслушали, пытаясь из пояснений понять, откуда берутся эти дикие цифры в счетах за электричество.
В комментариях энергетиков слышится критический по отношению к правительству подтекст. Они также, кажется, не понимают, почему Таллин поддержал именно Берлин, а не Париж или Мадрид в споре, завершившемся 2 декабря решением профильного Совета ЕС не реформировать систему ценообразования энергетического рынка.
Эстония, как сообщает Eesti Energia, задействовала практически все свои генерирующие мощности, вновь запустила ранее "замороженные" и остановленные энергоблоки сланцевых станций и за счет импорта покрывает небольшую нехватку мощностей, но сбить умопомрачительные цены на электричество не может.
"Грязные" и потому очень дорогие сланцевые станции, по словам энергетиков, сейчас выдают электричество намного более дешевое, чем продукция станций, сжигающих природный газ, которых, кстати, в Эстонии, кажется, всего одна, да и та ключевой роли не играет.
Тем не менее, действующая система ценообразования выдает конечный результат расчета рыночной стоимости как бы по конечному звену сети энергообеспечения, а газовые станции как раз и есть конечное звено во многих странах Евросоюза, так как используются там для покрытия пиковых нагрузок.
Скребок для очистки солнечных панелей от снега как довод в пользу осмотрительности
Многие в Таллине считают, что спорное решение эстонского правительства выступить на стороне "газового" Берлина в его энергетическом споре с "атомным" Парижем было продиктовано внешнеполитическими соображениями.
Министр экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Аас отстаивает позицию властей, утверждая, что соображения были вполне прагматичными и к интригам между европейскими столицами они отношения не имели.
По словам министра, предложение об изменении биржевой системы не поддержали, поскольку реформа может привести к тому, что "более дорогие производители энергии не смогут выйти на рынок, а это, в свою очередь, создаст дефицит электричества и приведет к повышению цен".
Сложно сказать, каких именно "дорогих производителей" имеет в виду министр Аас (куда уж дороже), но сам факт публичного разъяснения позиции правительства свидетельствует о том, что оно подвергается серьезной критике.
До сих пор Таллин, насколько известно, свою точку зрения с населением и предпринимателями не обсуждал. "Лучше ввести краткосрочные меры поддержки потребителей и дополнительные производственные мощности, особенно "зеленые", – добавил министр, вторя комиссару Кадри Симсон.
Вполне вероятно, что это правильное решение. Но также возможно, что совершенно иначе сейчас думают владельцы собственных, совершенно "зеленых" солнечных электростанций, которые, проклиная судьбу и нехорошо думая об энергетической политике Евросоюза, длинными тяжелыми скребками счищают снежные сугробы с панелей, пытаясь вернуть их к жизни.
Если же из-за особенностей прибалтийских погод обледенеют и встанут еще и ветрогенераторы, идея экологически чистых источников энергии потеряет в глазах эстоноземельцев всякую привлекательность.
Франция, Испания и их союзники, проиграв декабрьское сражение "немецкой группе", пока не собираются сдаваться, заявляя, что действующий энергорынок не способен "ориентироваться на будущее" и призывая возобновить дебаты о реформе системы ценообразования в апреле 2022 года.
И кто знает, не побудят ли Эстонию переметнуться из "немецкой группы" во французскую обещанные в прогнозах новые пики цен на электричество, снегопады и морозы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.