Как события на Украине изменили мнение европейцев о мигрантах

Беженцы на польско-украинской границе, 9 марта 2022
© AFP 2022 / LOUISA GOULIAMAKI

Алексей Языков

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Евросоюз готов принять миллионы украинских беженцев и оставить многих из них у себя после завершения военной спецоперации на Украине.

В Евросоюзе заговорили о том, чтобы дать возможность покинувшим свою страны украинцам остаться жить и работать на территории альянса.

Брюссель и европейские столицы уже предоставили беженцам годичный "коллективный" вид на жительство и согласились разместить у себя сотни тысяч украинцев, временно разрешив им свободно перемещаться по странам альянса и работать.

Многие из них после скорого окончания военных действий, вероятнее всего, не захотят вернуться домой, и Украина недосчитается десятков, а может и сотен тысяч остро необходимых ей специалистов.

В первые же дни после начала военной спецоперации России по демилитаризации и денацификации Украины к ее границам со странами Евросоюза – в Польшу, Румынию, Венгрию и Словакию и далее в другие государства альянса – устремились тысячи украинцев.

И этот поток беженцев, значительная часть которых живет довольно далеко от районов военных действий, очень быстро превратился в бурную реку. В самых первых числах марта их количество оценивалось почти в 700 тыс. человек, как сообщали в управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев, называя этот стремительный наплыв людей "феноменом" и самым масштабным исходом людей после Второй мировой войны.

Беженцы с Украины на территории Польши
© AFP 2022 / LOUISA GOULIAMAKI
Беженцы с Украины на территории Польши

К 3 марта границу Украины в западном направлении, как отмечали в ООН, пересекли уже миллион украинцев, а ожидаемое общее количество беженцев, по прогнозам Брюсселя, может превысить 6 млн человек. Думается, это число может оказаться и бо́льшим, если Евросоюз не закроет свои границы.

Многие украинцы бегут от опасностей военных действий, но достаточно и таких, что просто пользуется возможностью перебраться в благополучную Европу, объединение с которой им обещали долгие годы, но которая по-прежнему не горит желанием видеть Украину в составе альянса. Об ускоренном присоединении страны, о котором просит Киев, в Евросоюзе говорят уклончиво, но шансов на этот беспрецедентный шаг по-прежнему ничтожно мало.

А вот переселить часть жителей Украины лидеры ЕС, вроде бы, не против. В частности, еще и потому, что дополнительные рабочие руки ему сейчас не помешают. Тем более, что проникшимся сочувствием европейцам пока и в голову не приходит противиться наплыву украинских беженцев так же, как они противились притоку иммигрантов из Азии и Африки семью годами ранее, во время предыдущего иммиграционного кризиса.

Происходящее на Украине, поданное западными телекомпаниями "правильным" образом и снабженное "правильными" комментариями, эмоционально повествующими о страданиях мирного населения, подвергающегося "безжалостному нападению агрессивной России", всколыхнуло Евросоюз.

Ничего подобного о голоде и смертях в странах Африки и Азии ему, населению альянса, в свое время не показывали, а потому и такого сочувствия, как к украинцам, они у европейцев не вызывали.

Как беженцы превратятся в трудовых мигрантов

Благородный порыв жителей стран ЕС, оказывающих украинским беженцам бескорыстную помощь, достоин всяческого уважения. Большое количество добровольных помощников, пожертвования, гуманитарная помощь, бесплатное жилье – все это многое говорит о душевных качествах людей, близко к сердцу принявших беды украинцев.

Достаточно сказать, что, например, в Эстонии, которая ранее демонстрировала стойкую неприязнь к иммигрантам и в прошлом не выполнила свои обязательства поселить у себя по квотам Евросоюза всего лишь пять сотен выходцев из Сирии, Афганистана и ряда других стран Азии и Африки, сегодня готова принять до 10 тыс. украинцев. Как показал опрос общественного мнения, подавляющее большинство жителей Эстонии сегодня поддерживает прием беженцев.

Первые беженцы уже прибыли и обустроены. И говорят о том, что хотели бы остаться. Брюссель, помимо иной помощи и поддержки жертвам кризиса, выделяет 500 млн евро на обустройство украинцев, немалые деньги готовы тратить и национальные правительства.

Так, Польша платит за гостиницы и тем своим соотечественникам, что приютили у себя беженцев. Многим из них приходится пока нелегко, но те, кто уже нашел новое место для жизни, вполне благополучны и благодарны хозяевам. И можно не сомневаться, что значительная часть жителей, покинувших Украину, не захочет вернуться домой, когда военные действия там с тем или иным результатом завершатся.

Может выйти так, что после скорого окончания кризиса Украина не досчитается значительной части своего населения, которое предпочтет остаться в благополучной Европе.

Прогнозируемые Брюсселем миллионы переселенцев не сможет разместить и обустроить ни одна страна Евросоюза. А значит, без распределения по квотам опять не обойтись, даже если остаться в Евросоюзе навсегда решит лишь незначительная часть беженцев.

Указать всем им на дверь после завершения кризиса европейские столицы не смогут, а возможно, и не захотят. На сколько в этом случае хватит сочувствия и понимания у европейцев, сейчас никто, наверное, не возьмется сказать.

Разговоры о том, что временный особый статус украинских беженцев следовало бы сделать постоянным, уже идут. Предлагается либерализировать законы о трудовой миграции в странах Евросоюза, предоставив украинцам право на свободное передвижение и трудоустройство. И таким образом, как бы принять их коллективно в альянс, в то же время не принимая в него государство под названием Украина.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме