Швейцария и ВОЗ запустили первый в мире научный био-центр по глобальному обмену патогенами – BioHub. Соглашение о создании глобального хранилища вирусов и других патогенов с эпидемическим или пандемическим потенциалом, таких как SARS-CoV-2, на базе Лаборатории радиологического и химико-бактериологического анализа в городе Шпиц было подписано еще в мае 2021 года между правительством Швейцарии и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Предполагается, что швейцарцы будут надежно хранить у себя опасные образцы, анализировать их и результаты исследований передавать другим странам. Пока же обмен образцами патогенов между странами осуществляется на основе двусторонних соглашений, что отнимает слишком много времени.
ВОЗ с помощью глобальной системы, подобной швейцарскому био-хабу, намерена наладить гораздо более быстрый механизм международного обмена патогенами. Отмечается, что одним из принципов работы новой системы должны быть полное равенство и справедливость стран в деле доступа к данным.
Инициатором создания био-центра стал Тедрос Гебрейесус, генеральный директор ВОЗ, призвавший мир начать "новую эру международного сотрудничества", "более эффективно и заранее готовясь к следующей пандемии".
Швейцарские гарантии
В интервью подразделению Швейцарской национальной теле- и радиокомпании SRG SSR Изабель Хунгер-Глазер, руководитель отдела химико-бактериологического анализа Лаборатории в городе Шпиц, в частности, отметила, что оперативный анализ патогенов, в том числе новых, представляет собой очень важную меру по противодействию на ранней стадии опасным болезням, способным привести в будущем к эпидемиям и пандемиям.
"[…] в нашей лаборатории мы выращиваем патогены и проводим их анализ, например, осуществляем секвенирование их ДНК. За трансфер [результатов анализа] другим странам уже отвечает ВОЗ. Именно она связывается с институтами и лабораториями, заинтересованными в получении конкретных штаммов того или иного вируса", – рассказала Изабель Хунгер-Глазер.
Она подчеркнула, что ВОЗ при этом "будет делиться патогенами только с квалифицированными и сертифицированными организациями, соответствующими самым строгим правилам, нормам и стандартам".
"Затем ВОЗ сообщает нам [о том, кто заинтересован и имеет право получить данную информацию], после чего мы готовим конкретный штамм для отправки его в распоряжении данной структуры или организации", – пояснила Изабель Хунгер-Глазер.
По ее словам, в единый Консультативный комитет входят представители Женевской университетской клиники (HUG), Швейцарского института вирусологии и иммунологии (IVI Institut für Virus- krankheiten und Immunprophylaxe) и Лаборатории радиологического и химико-бактериологического анализа в городе Шпиц.
"Они будут совместно принимать решение, является ли конкретный новый штамм данного вируса актуальной проблемой и должен ли он храниться в Лаборатории BioHub в Шпице", – сказала Хунгер-Глазер.
Контроль над мировым здоровьем
Выбор на Швейцарию пал в связи с тем, что в Женеве находится штаб-квартира ВОЗ, страна в целом демонстрирует высочайшие стандарты качества работы и пользуется высокой репутацией, а в распоряжение ученых и экспертов предлагается "аналитическая инфраструктура самого высокого уровня биобезопасности".
Новый био-хаб начнет свою работу уже в июле 2021 года. Уже ожидается получение нескольких новых штаммов коронавируса из Африки или из Южной Америки.
Отметим, что на вопрос журналиста о происхождении коронавируса COVID-19 Изабель Хунгер-Глазер сказала, что ее лаборатория активно участвует "в решении текущих проблем", а "не занимается вопросами происхождения пандемии".
Более того, "пока пандемия продолжается и пока мы не взяли ее под полный контроль, нам следует концентрировать всю нашу энергию на преодолении этой напасти", считает руководитель отдела химико-бактериологического анализа Лаборатории в городе Шпиц, "а не на вопросе о ее происхождении".
Ранее Baltnews уже писал, что происхождение вируса, вызвавшего пандемию и основательно изменившего многие мировые процессы, волнует страны не менее, чем проблема преодоления болезни. В частности в Эстонии возникли сомнения в связи с этим в отношении деятельности ВОЗ.