Время адекватных решений прошло: русских Эстонии хотят заставить забыть 9 мая

Памятник "Бронзовый солдат" на Военном кладбище в Таллине

Николай Филонов

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

В Эстонии особой популярностью стали пользоваться идеи о запрете всего, что может напоминать о России и русских как о народе.

Вызванная событиями на Украине военная истерия выходит в Эстонии на новый виток. Помимо засилья украинских флагов и всевозможных инсталляций на тему Украины на улицах эстонских городов, в моду начинают входить требования о запрете всего, что в принципе напоминает о России и русских как народе.

В частности, правительство страны одобрило подготовленный министром юстиции Марис Лаури проект поправок в Пенитенциарный кодекс, который классифицирует как проступок публичную демонстрацию "враждебных символов", а оказание помощи России в войне против Украины – как уголовное преступление. 

Власти рассчитывают, что соответствующий закон успеет вступить в силу до 9 мая.

Запретят ли алфавит?

Предполагается, что под запрет могут попасть красная звезда, георгиевская ленточка, а также символ Z. Понятно, что в полном объеме запретить данные символы не получится – вряд ли кто-то станет изымать букву Z из эстонского алфавита.

Однако попытаться насолить России, а также использующим георгиевские ленты в память о павших во время Великой Отечественной войны предках русскоязычным жителям Эстонии при желании точно смогут.

Поясняя свою инициативу, Марис Лаури и сама отметила, что в случае повальных запретов государство может столкнуться с трудностями.

"На самом деле в таких случаях полиция может побеседовать с человеком на основании закона об общественном порядке. У нас ведь помимо оправдывающей агрессию буквы Z есть другие раздражающие символы – например, пятиконечная звезда и свастика", – рассказала Лаури в радиопередаче Vikerhommik.

"Их и раньше обсуждали, но затем застопорилось, следует ли запретить изображение пятиконечной звезды, например, в спектаклях или просто на рисунках. В случае символов все зависит от контекста. Сейчас с буквой Z и георгиевской ленточкой такая же история", – отметила она.

Глядя на царящие среди эстонских политиков эмоции, можно не сомневаться, что "контекст" при необходимости будет подобран к любому нужному случаю. Даже если красную звезду нарисует пятилетний ребенок. Понятно, что иначе, чем разжиганием розни, все это назвать вряд ли можно, но, видимо, время адекватных решений прошло и на первый план вышли политические провокаторы.

Вообще, складывается ощущение, что под прикрытием "борьбы с агрессором" эстонские политики все больше пытаются посчитаться с русскими людьми как таковыми – с их традициями, культурой, историей. Сейчас руки развязаны, и весь негатив, который по разным причинам хоть как-то сдерживался последние 30 лет, выплескивается наружу.

Причиненные "неудобства" в виде преследований русскоязычных со стороны Языкового департамента и лишения гражданства в начале 1990-х годов на фоне того, что может произойти теперь, кажутся мелкой забавой. Если сейчас не поставить этому заслон, то выбрасываемые из торговых сетей русские книги и товары скоро вполне могут начать пылать на площадях. Не хотелось бы в это верить, но страсти с каждым днем разгораются все ярче.

Ложь на службе политической конъюнктуры

"Эстония, безусловно, должна запретить митинги в поддержку России, как 9 мая, так и в другие дни года. Несомненно, нельзя позволять собираться народным массам с георгиевскими ленточками, так как украшенные этими же ленточками солдаты сейчас убивают на Украине женщин, детей, беременных, стариков. В этом смысле ничего не изменилось по сравнению с событиями 77-летней давности, когда в Берлине в честь победы были за несколько недель изнасилованы два миллиона девочек и женщин", – заявил лидер парламентской Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Мартин Хельме.        

Как видим, в нынешней ситуации в оборот пошла даже откровенная ложь, которую использовал когда-то во время наступления на Берлин советской армии министр пропаганды Третьего Рейха Пауль Йозеф Геббельс. И за это никто местных политиков не осуждает, считая, что в "священной борьбе" против русских все средства хороши.

Еще большее беспокойство вызывает прямой призыв Хельме устроить провокацию с целью столкнуть русскоязычных жителей Эстонии с поверившим антирусской пропаганде эстонцами.

"Добавлю еще, что если государство этого не захочет (не осмелится?) сделать, то я поддерживаю спонтанную контрдемонстрацию, во время которой люди с эстонскими и украинскими флагами выступили бы против них и прокричали "ПОЗОР!" – предложил Хельме ответ на вероятные мероприятия русскоязычных жителей Эстонии в честь 9 мая.

"Всех, кто выражает в Эстонии поддержку российской агрессии – неважно, в виде марша с российскими флагами и георгиевскими лентами 9 мая, выражая поддержку денацификации в Facebook* – следует немедленно выслать из страны. Они являются явной угрозой безопасности. Эстонское государство должно отнять у них виды на жительство и работу, если они являются гражданами другого государства, или отнять полученное в порядке натурализации гражданство, если оно было ранее выдано. Это вопрос безопасности государства и народа. Сейчас мы больше не можем себе врать", – подчеркнул Мартин Хельме.

Мина замедленного действия

Подобные призывы звучат и из уст многих других ведущих эстонских политиков. И даже самые умеренные из них, обещающие, что у проживающих здесь русскоязычных граждан Эстонии и российских граждан проблем не будет, не осмеливаются прямо сказать, что местные неэстонцы уже нуждаются в прямой государственной защите от нападок.

Эстония не находится в состоянии официальной войны с Россией, а эстонские русские, согласно Конституции, равноценны эстонцам. Потому и любые репрессии в отношении данных лиц недопустимы.

Пока трудно сказать, будет ли официально наложен запрет на празднование в Эстонии 9 мая. Сделать это – значит наложить запрет на человеческую память и еще раз оскорбить треть населения страны. В краткосрочной перспективе это может кому-то показаться хорошим решением, однако люди ведь все запоминают. И стоит ли потом удивляться, почему сплочение эстонского общества идет так трудно. Заставить себя любить при помощи палки вряд ли возможно.

*21 марта суд по требованию Генпрокуратуры России признал компанию-владельца социальной сети Facebook Meta экстремистской организацией.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме