На этой неделе эстонские СМИ познакомили население Эстонии с мнением известного в стране доктора экономических наук Владимира Вайнгорта о состоянии национальной экономики, ее перспективах и влиянии на жизнь эстоноземельцев.
Неожиданный инфляционный взрыв
По словам Вайнгорта, еще в прошлом году он склонен был ожидать в связи с завершением проблем с ковидом вхождения "в тихую экономическую гавань" с небольшим экономическим ростом в 3–4% и обычной инфляцией. Но начавшиеся на Украине военные действия, а точнее, "реакция на эти события в экономике выразилась в мощном намерении вытолкать одну из самых крупных мировых экономик за пределы глобализации и убрать ее из международного распределения труда". По словам экономиста, "пока все идет нервно и разновекторно".
Вайнгорт отметил, что Эстония совершенно неожиданно оказалась одной из наиболее страдающих сторон, поскольку экономика Эстонии имеет индустриальную составляющую ниже 30%, при этом наиболее негативно выглядят сельское хозяйство и сельскохозяйственная обработка: "Сегодня стоимость зерна на мировых биржах выросла на 40%, а это, в свою очередь, тянет за собой повышение стоимости других продуктов, например мяса. Выигрывают те страны, которые могут себя обеспечить. А наша продуктовая корзина заполняется только импортными продуктами".
"В нынешней инфляции отражается наша сегодняшняя структура экономики. Она по-разному скажется в этом году и по-разному повлияет на экономику следующего года", – считает Вайнгорт.
И добавил, что есть множество факторов, на которые влияет местная государственная власть: "Есть три агента, которые участвуют в экономических процессах, – это потребители, производители и регулирующие структуры. Наши регулирующие структуры не пошли по тому пути, который выбрали многие другие государства, сняв остроту инфляционного давления".
Существует зависимость: чем дороже что-то приобретается на рынке, тем больше поступления в казну, что создает дополнительный бюджет. Следовательно, можно было бы снизить инфляционное давление, "потому что инфляция – это тоже государственный налог".
Потребление потреблению рознь
В структуре доходов населения, отметил Вайнгорт, почти треть населения может позволить себе лишь минимальное потребление: "Таких около 30% населения. Они минимизируют потребление – это словно торпеда, работающая на снижение экономической эффективности".
При этом треть населения получает выше трех медианных зарплат – такие не тратят все и хранят сбережения в банках. "Около 11 млрд были вложены населением в банки. 11 млрд – это бюджет Эстонии. То есть практически один бюджет Эстонии находится в банках", – подчеркнул Вайнгорт.
Правильной дорогой идете, господа! Как МВФ "залечил" Эстонию >>>
По словам экономиста, первейшей экономической задачей правительства является повышение внутреннего потребления малообеспеченных слоев общества. В качестве одного из решений Вайнгорт видит законодательное увеличение минимальной заработной платы до 800 евро, что приведет к увеличению и других зарплат: "Регулирование заработной платы должно совмещаться с двумя решениями. Нужно понимать, в каких отраслях необходимо повысить заработную плату для того, чтобы обеспечить приход туда наиболее креативных работников. Второе – это повышение зарплаты директивным путем. Этому должно предшествовать повышение возможности потреблять за счет других источников, то есть за счет перераспределения дополнительного дохода за счет инфляции".
Напомним, что в нынешнем году инфляция составляет 20%. В следующем году Вайнгорт ожидает инфляционный рост в размере 10%: "Чтобы эстонская экономика не скатилась в рецессию, нужно снять налоговое давление на бизнес. Инфляция душит бизнес. И здесь важны меры поддержки – снимите налог с оборота с тех видов бизнеса, которые определяют движение страны".
Примечательно, что в контексте принятого дополнительного бюджета и повышении детских и семейных пособий в правительстве начали говорить о неизбежном повышении налогов для обеспечения социальных выплат. Следовательно, в стране действительно плачевная ситуация.
Промедление смерти подобно
Экономист подчеркнул, что необходимо действовать быстро для снятия инфляционного давления, однако пока быстрой тактики не наблюдается. Эстоноземельцам придется как-то приноравливаться к быстро меняющимся не в лучшую сторону экономическим условиям.
По словам Вайнгорта, те, кто получает "доходы выше трех медианных зарплат, снизят сверхпотребление, то есть с большими проблемами они не столкнутся"; получающие "от одной до трех медианных зарплат, будут регулировать собственное потребление, то есть им придется реже ходить в рестораны, ограничивать расходы на досуг"; те, кто сегодня еле-еле сводят концы с концами, окажутся в наиболее плачевном положении.
Вайнгорт считает, что для этого слоя, а он составляет треть всего населения страны, "нужно развивать общественные фонды потребления, которые дают экономию для малообеспеченных слоев общества".