Министры финансов стран Евросоюза согласовали проект нового закона, разрешающего снижение налогов на все "зеленое". Велосипеды и солнечные панели, энергия из возобновляемых источников – то есть все, что способствует, по мнению Брюсселя, сокращению выбросов углерода, – может подешеветь благодаря налоговым льготам. Может, но вероятнее всего не подешевеет, так как инициатива Брюсселя противоречит здравому смыслу и законам альянса.
"Новые правила (о ставках налога на добавленную стоимость (НДС)) отражают текущие потребности государств Евросоюза и текущие цели его политики, которые значительно изменились с момента введения старых правил. Обновления обеспечивают равное отношение к государствам-членам и дают им большую гибкость в применении пониженных и нулевых ставок НДС. Правила также будут постепенно отменять преференциальный режим для экологически вредных товаров", – говорится в декабрьском решении Совета министров энергетики.
В проекте новых правил налогообложения, подготовленный пару лет назад Еврокомиссией и ныне дополненный Советом ЕС, перечислены более двух десятков категорий товаров и услуг, которые теоретически можно будет облагать налогом по 5-процентной ставке, еще несколько разрешается в будущем вообще освободить от налога.
Хотя считается, что стимулировать с помощью льгот предстоит все способствующее "озеленению" и "оцифровыванию", в список "льготников" каким-то образом попали, например, театральные и цифровые представления, а также цветы. Возражений ни то, ни другое, конечно, не встретит, но каким боком все эти вещи относятся к декарбонизации экономики, непонятно.
Кто и почему станет возражать
Применительно к Эстонии, где вместо налога на добавленную стоимость взимается налог с оборота, это означает, что в будущем, если налоговая инициатива будет одобрена Европарламентом (что, вероятнее всего, случится нескоро или же вообще не случится), у правительства больше не будет возможности отказывать оппозиции и предпринимателям в требованиях сократить на те или иные товары стандартный 20-процентный налоговый сбор.
Пока все попытки добиться налоговых послаблений наталкиваются на непробиваемый довод, суть которого сводится к тому, что "мы бы рады, но Брюссель запрещает".
А потому дискуссии из-за налогов ужесточатся, но результат будут иметь примерно тот же, что и прежде - Таллин снижать налоги не может и не хочет, так как это болезненно скажется на пополнении госбюджета небогатой страны. Возможно, ставка налога и будет снижена, но лишь в порядке редкого исключения на какие-то отдельные товары и услуги.
"Это дело долго обсуждалось в Совете, и я рад, что мы нашли способ довести его до конца", – комментируя решение, сказал председательствовавший на встрече министр финансов Словении Андрей Ширцель. Но, вероятнее всего, насчет "довести до конца" министр поторопился.
Во-первых, любые предлагаемые Брюсселем изменения в налоговых законодательствах традиционно долго, неохотно и придирчиво изучаются в национальных столицах и в Европарламенте.
А во-вторых, государств, готовых и способных добровольно отказаться от существенной части налоговых поступлений в альянсе не так уж и много. И государства Центральной и Восточной Европы к ним не относятся. Деньги в ближайшие послекризисные годы будет всем очень нужны.
Социал-демократические и социалистические правительства стран Западной Европы резонно сочтут налоговые послабления выгодными, прежде всего, состоятельным группам населения, поскольку прежде всего именно они имеют возможность приобретать те самые "зеленые" товары, о которых идет речь в проекте реформы общеевропейских правил налогообложения.
И незначительное снижение цен, если продавцы решат это сделать (что вовсе не обязательно), положение не изменит, небогатые люди все равно не станут их покупать. В общем, возражения и протесты ожидаются в большом количестве и по разным причинам.
Как насчет правил честной конкуренции
Действующие общеевропейские налоговые правила оговаривают стандартную минимальную ставку налога на добавленную стоимость на все товары и услуги в размере не менее 15%. Имеется, правда, список исключений и изъятий, определяющий небольшой список товаров, облагаемых налогом в 5%. Есть еще особый льготный режим для небогатых стран альянса, имеющих право поддерживать некоторые отрасли и группы товаров посредством льготного налогообложения.
Инициатива Брюсселя, кстати, предполагает, что этим льготным режимом смогут пользоваться не только "отстающие в развитии" государства, но все страны альянса.
Если та часть предложения, которая позволяет странам Евросоюза снижать налоги на ключевые товары в случае чрезвычайных обстоятельств, например, при пандемиях, гуманитарных кризисах или стихийных бедствиях, вполне логична и обоснована (хотя и непонятно, как в этот список попали презервативы) уменьшение налоговых ставок для "зеленых", а также "цифровых" товаров и услуг по собственному выбору стран альянса вызывает у экономистов и юристов немало сомнений.
Договор о функционировании Европейского Союза, подписанный, естественно, всеми государствами альянса и по мере сил и возможностей ими соблюдаемый, устанавливает, в частности, единые правила конкуренции, "необходимых для функционирования внутреннего рынка". Но если и когда какие-нибудь союзные государства снизят налоги на "зеленые" товары, а соседние страны этого не сделают, возникнет явное и очевидное нарушение правил конкуренции.
Один и тот же, скажем, электрический велосипед вдруг станет стоить примерно на 10–15% дороже в Эстонии, чем в Латвии, только потому, что латвийские власти решат снижением налога стимулировать спрос на двухколесный транспорт, а в Таллине этого не сделают, но выберут какой-нибудь другой "зеленый товар".
Ну, например, электроэнергию, получаемую из возобновляемых источников, что сделает покупку такого электричества более выгодной для потребителей (то есть правительство по сути возобновит субсидирование станций солнечных панелей и ветрогенераторов, от которого обещало отказаться).
Гипотетические истории и с велосипедами, и с электроэнергией совершенно обоснованно очень не понравятся зарубежным конкурентам как по причине убытков, так и по причине нарушения положений упомянутого договора.
И в связи с этим вспоминается недавняя история с акцизами на алкоголь в Латвии и Эстонии, где они в какой-то момент оказались выше, чем у южных соседей. Границы и магазины открыты, а потому эстоноземельцы и их финские "братья" в массовом порядке отправились закупаться спиртным к латышам, причинив немалый урон эстонскому бюджету и самолюбию.
Точно также будут развиваться события, если страны Евросоюза без согласования друг с другом (а это дело долгое и нервное) начнут стимулировать налоговыми поблажками продажи разных "зеленых товаров".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.