Автомобилестроительные корпорации, озабоченные выпуском электромобилей, выстроятся в очередь за эстонскими аккумуляторами. Если, конечно, подтвердятся заявленные Skeleton Technologies качества ее изделий, и если компания из Эстонии переживет конкурентную борьбу с другими создателями батарей нового поколения.
Сообщение Skeleton Technologies о подписании соглашения о сотрудничестве с Технологическим институтом Карлсруэ не вызвало бы повышенного интереса, если бы не означало намерение небольшого эстонского стартапа включиться в общемировую гонку за лидерство в создании аккумуляторной батареи нового поколения.
Без которой, по сути, невозможен заявленный Евросоюзом тотальный переход на использование электромобилей и отказ от двигателей внутреннего сгорания.
Утверждается, что эстонская супер-батарея, представляющая собой комбинацию технологии изогнутого графена и литиево-ионного элемента, можно зарядить всего за пятнадцать секунд и проехать на этом заряде тысячу километров. Детали конструкции пока не очень ясны, но заявленные качества нового аккумулятора делают его гипотетическим лидером гонки за заказы производителей электромобилей.
Технологический институт Карлсруэ считается одним из ведущих центров Европы в сфере совершенствования технологий накопления и хранения электроэнергии, как говорит компания Skeleton Technologies.
И это дает эстонцам основания полагать, что немецкие ученые и партнеры по производству помогут маленькой стране Балтии громко заявить о себе и о "батарее нового поколения" на рынках аккумуляторов и стать поставщиком этой крайне востребованной продукции для автомобилестроительных корпораций.
Эстонская компания больше похожа на немецкую
Skeleton Technologies нередко упоминают в Брюсселе, а также в официальных отчетах Таллина о посильном участии страны в "зеленой революции" и научно-техническом прогрессе. Но отношение местной общественности к этому стартапу неоднозначно, так как производство своей продукции – суперконденсаторов – владельцы компании предпочли организовать в Германии, в Саксонии.
Где имеется "высококвалифицированная рабочая сила, развитая инфраструктура и поддержка местных властей". Из чего следует, что всего этого, по мнению основателей компании, оказалось недостаточно в Эстонии.
Но даже в случае успеха Skeleton с ее относительно небольшим заводом в Германии придется выжить в конкурентной борьбе с компаниями, которые уже используют особые свойства графена (например, американская Real Graphene) для производства аккумуляторных батарей и тех крупных корпораций, что заявили о своей заинтересованности в налаживании соответствующих технологий и производств.
Их основные преимущества состоят в том, что, грубо говоря, денег и связей у них намного больше, чем у эстонского производителя, а торговая марка давно известна на мировых рынках. Кроме того, эстонцы, похоже, задержались с попыткой "оседлать волну" ажиотажного спроса на новые батареи. Тем не менее шансы Skeleton на успех и ссуды Евросоюза довольно высоки.
Эстонцы могут стать "знаменем зеленой революции"
Будущее европейской, да и всей мировой экономики сейчас зависит от того, кто и где первым начнет выпуск аккумуляторной батареи нового поколения.
Наиболее востребованная литиево-ионная батарея имеет ряд недостатков, которые усложняют ее широкое использование для "электрификации" автомобильного транспорта – она медленно заряжается, ее мощность недостаточна для длительных поездок (особенно в зимнее время и в условиях стран с прохладным климатом).
Евросоюз, озаботившись тем, что практически полностью выпал за десятилетия глобализации мировой экономики из обоймы производителей аккумуляторов, готов вложить миллиарды евро в восстановление этого сектора индустрии, в строительство новых производств.
В Брюсселе вполне обоснованно считают, что надежда пересадить автомобилистов в электромобили реализована не будет, если европейская экономика не получит достаточного количества аккумуляторных батарей. Причем желательно не китайского или японского, а собственного производства. Так что эстонская батарея может прийтись очень кстати.
Все технологии использования особых свойств графена берут начало с исследований русских ученых Андрея Гейма и Константина Новоселова, получивших за эту работу в 2010 году Нобелевскую премию по физике.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.