Пока что точных цифр практически нет, но в Еврокомиссии уже ясно дали понять, что финансовая помощь для "периферии" может оказаться значительно меньше, чем это было ранее.
2020 год уже с первых дней стал богатым на события на мировой арене. Например, обострение ситуации на Ближнем Востоке, где Иран с США "обменялись любезностями" в виде запусков ракет. Интерес многих СМИ прикован к китайско-американской торговой сделке. "Брексит" вновь маячит перед Евросоюзом, грозя наконец запустить выход Великобритании из ЕС.
На этом фоне государства Восточной Европы, которые негласно считаются "периферией ЕС" и не обладают серьезным авторитетом на международной арене, становятся все менее интересными для Брюсселя.
Нет, конечно, Прибалтика – это все такой же "форпост" оголтелой русофобии, а также площадка для НАТО, где американские военные усиливают свои контингенты, а с недавнего времени еще и полностью взяли под контроль небо (запущена единая система контроля BALTNET). Но этим странам Запад уделяет внимания ровно столько, сколько ему нужно для решения своих конкретных задач.
А вот с финансированием и экономической помощью Прибалтике в 2020 году и ближайшие шесть-семь лет после него, похоже, все плохо. Именно в этом году будет принят семилетний бюджет Евросоюза. Пока что конкретных заявлений с точными цифрами еще нет, но европейские СМИ не стесняются говорить о том, что странам Балтии, возможно, скоро придется "затягивать пояса".
Тихая паника нарастает
Специальная встреча глав государств и правительств ЕС, посвященная многолетнему бюджету, состоится в феврале 2020 года. Многие государства "периферии Евросоюза" в связи с этим стали откровенно беспокоиться.
Ладно еще, когда французский президент Эманнуэль Макрон говорит о "Европе двух скоростей". Также можно не обратить внимания и на то, что немецкий канцлер Ангела Меркель подписала с главой Франции в 2019 году Ахенское соглашение о стратегическом сотрудничестве между Берлином и Парижем (выходит, остальная Европа находится в сторонке).
Но когда в декабре 2019 года Еврокомиссия предложила сократить в бюджете ЕС на следующий семилетний период на десять процентов объем средств, направляемых на реализацию так называемой политики сплочения – это уже страшновато.
Похоже, что сокращение дотаций для Прибалтики оказались не пустым звуком и преувеличением отдельных СМИ. Об этом действительно думают в элитах "Старой Европы". В прибалтийских республиках теперь стали все чаще звучать не слишком оптимистичные заявления.
"Согласно предложению страны – председателя Совета ЕС, предназначенные для Литвы средства в рамках политики сплочения сокращаются на 27% по сравнению с нынешней финансовой программой, а прямые сельскохозяйственные выплаты остаются в три раза ниже, чем в некоторых других государствах Евросоюза", – заявил президент Литвы Гитанас Науседа.
Глава МИД этой прибалтийской страны попытался призвать всех соблюдать равенство в ЕС: "Мы выступаем за равные возможности и хотим избежать шоковой терапии нашего национального бюджета".
В Латвии также понимают, что финансовая помощь может сократиться. "Выплаты Евросоюза, необходимые, чтобы реализовать зеленый курс, составляют примерно 250 миллиардов евро в год. Где взять эти деньги вовремя, когда по-прежнему не понятно, как заполнить созданную Brexit брешь в кошельке Европы в размере 10 миллиардов евро в год, не особо ясно", – сообщает латвийский телеканал TV3 Ziņas.
Не добавляет оптимизма и депутат Европарламента от Латвии Роберт Зиле, который говорит о том, что его страна хотела бы избежать шоковой терапии национального бюджета Латвии. А слова премьер-министра Кришьяниса Кариньша так и вообще пугают.
"В следующем многолетнем бюджете ЕС финансирование Латвии из европейского Фонда сплочения может сократиться на 22% (1 млрд евро)", – заявил политик.
В Эстонии атмосфера немного тише, хотя нельзя сказать, что в СМИ царит абсолютное спокойствие. "В следующий бюджетный период Европейского союза 2021–2027 годов размер уплачиваемых Эстонией взносов может вырасти с 200 до 320 млн евро, а размер получаемых из Брюсселя сельхозсубсидий и средств из фондов сплочения может сократиться с 1,03 и 2,32% ВНП (Валовой национальный продукт – прим. Baltnews) до 0,79 и 1,39% ВНП, соответственно", – пишет эстонское издание ERR.ee.
На что ЕС готов дать денег, и в чем может отказать?
Для начала следует отметить, что в Евросоюзе пока что нет никаких сигналов о том, будет ли Брюссель спасать прибалтийский транзит. А спасать его действительно нужно, поскольку Россия, из которой идет большое количество грузов через балтийские порты, спешно строит собственную инфраструктуру – это терминалы, склады, морские гавани. Одна Усть-Луга, которую де-факто выстроили всего за один год, чего стоит. Только за 8 месяцев 2019 года грузооборот через этот порт составил 69,06 млн тонн.
Видят ли в Еврокомиссии мрачные перспективы прибалтийских портов, которые Москве через несколько лет попросту будут не нужны? Конечно, да. Но ни о каких мегапроектах или софинансировании ЕС программ по удешевлению процесса перевалки грузов в прибалтийских терминалах, портах и складах, чтобы привлечь новых клиентов, европейские СМИ или политики не говорят.
Если брать что-то конкретное, то проектов, на которые Брюссель готов дать деньги Прибалтике, не так уж много.
К примеру, известно, что Европейский союз сможет выделить эстонскому городу Ида-Вирумаа как минимум 125 млн евро на закрытие сланцевой промышленности. Кроме этих денег для решения поставленных задач будут выделены средства и из региональных фондов.
Латвийский евродепутат Инесе Вайдере из партии "Нового Единства" заявила, что у Еврокомиссии удалось отвоевать дополнительное финансирование в размере 500 млн евро на политику в сфере климата, что включает в себя исследования, инновации и устойчивую инфраструктуру. Судя по заявлениям еще одного Европарламентария – Иварса Иябса, ЕС должен выделить финансовую помощь на синхронизацию электросетей стран Балтии и других стран Европы.
Помощь будет, но при особых условиях
Как рассказал в комментарии для Baltnews промышленный эксперт Леонид Хазанов, совершенно очевидно, что Европейский союз не будет выделять средства столь щедро, как это было в предыдущие годы.
"У его "центральных" членов своих проблем хватает, так что тратиться на тех, кто находится на окраине, не имеет смысла. Поэтому Европейский союз будет выделять деньги на те проекты, которые ему выгодны. Вероятно, речь будет идти об IT и финансовых технологиях, чья востребованность в будущем будет только расти.
Не сбрасывал бы я со счетов и возможность инвестиций в логистические и энергетические проекты, но при условии, что их будут осуществлять компании из Германии, Франции и т. д. Тем самым будет проводиться их скрытая поддержка", – рассказал эксперт.
Как считает Леонид Хазанов, в случае реализации проекта Rail Baltica, предусматривающую строительство железнодорожной магистрали от Таллина до Берлина с европейской колеей, заказы могут отдать специально именно металлургическим заводам Европейского союза, изготавливающим рельсы, и производителям железнодорожной техники (Alstom, Stadler, Siemens и др.). И хотя пока есть сложности с практическим претворением в жизнь этого проекта стоимостью почти 6 млрд долларов, тем не менее, Европейский союз может выделить на него часть необходимой суммы в виде грантов, потребовав, чтобы остальное предоставили страны Прибалтики.
"Зато балтийские проекты в области сельского хозяйства и промышленности Европейский союз вряд ли будет финансировать, поскольку ему надо поддерживать предприятия данных отраслей во Франции, Германии, Италии и Испании. Первые – потому, что они потеряли российский рынок после введения в 2014 году продовольственного эмбарго со стороны России, вторые – чтобы они выдержали борьбу с китайскими конкурентами, заполонившим своей продукцией рынок Старого Света", – резюмировал Хазанов.
Для экологии деньги найдут, а все остальное – лотерея
Выходит, Прибалтика может точно надеяться на помощь только в сфере энергетики и в проектах по сохранению окружающей среды. Найдутся ли деньги у Брюсселя для решения проблем с демографией, прибалтийским транзитом, развитием производства и транспорта? Этого никто не знает.
Более подробно об этом в комментарии для Baltnews рассказал эстонский публицист, главный редактор портала Tribuna.ee Родион Денисов.
"Скорее всего, ЕС точно будет выделять Прибалтике деньги на проекты, связанные с экологией. Слишком уж часто говорят об этом в той же Эстонии. А вот с финансовой помощью в других отраслях – это что-то вроде лотереи. Никто сейчас не может сказать точно, на что Брюссель не пожалеет денег.
Взять в пример хотя бы Rail Baltic (проект по постройке и модернизации железнодорожных сообщений). Есть повод думать, что ЕС все же выделит для него деньги. Но если возникнут проблемы с документацией или страны Балтии не успеют согласовать все детали проекта, то не исключено, что помощь опять отложат на неопределенный срок", – считает эксперт.
По мнению Родиона Денисова, есть большая доля вероятности, что новый бюджет ЕС может ударить по проектам, где предусмотрено софинансирование, т. е. часть оплачивают прибалтийские республики, а часть Евросоюз.
"Нужно понимать, что не только Брексит "бьет" по доходам ЕС. Экономика еврозоны вообще сейчас не в лучшей форме из-за торговых войн, которые инициировали США. Да и контрсанкции России дают о себе знать.
ЕС может снизить финпомощь Прибалтике не потому, что он такой плохой. Он делает это по объективным причинам. "Старая Европа" ведь не должна в обязательном порядке отбирать деньги у своих граждан ради периферии ЕС ", – рассуждает Денисов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.