Виновата, потому что Россия: премьер Эстонии лучше остальных знает, что случилось в Буче

Украинские военнослужащие в Буче, 2 апреля 2022
© AP Photo / Vadim Ghirda

Рауль Тамм

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Таллин и другие прибалтийские столицы в очередной раз отказывают русским в праве на презумпцию невиновности.

Безоговорочно поверившая, вопреки отсутствию каких-либо выводов независимых дознавателей, а вернее очень захотевшая поверить в выдвинутые Киевом обвинения в адрес российской армии в якобы совершенных массовых убийствах премьер Эстонии Кая Каллас тем самым оскорбляет и "эстонских" русских.

Подтекст в высказываниях Каллас, ряда других эстонских политиков и чиновников однозначный – Россия априори виновна уже потому, что она есть зло. Раз на зверства способны русские, служащие в российской армии, следовательно, "все русские такие", включая и тех, что живут в Эстонии и платят здесь налоги, которые идут, в частности, на выплату зарплаты самой Каллас.

Эстонский премьер и ее правительство допускает серьезную политическую ошибку, в очередной раз отказывая России и ее солдатам в праве на презумпцию невиновности. И считая ложью все, о чем говорят свидетельства в их пользу, а правдой лишь те очень эмоциональные, но не очень убедительные доводы, что приводят украинские обвинители.

Многие русскоговорящие жители страны воспринимают эту странную позицию властей как оскорбление их национального достоинства, и это отчуждение сводит на нет и без того сомнительные попытки официального Таллина интегрировать двуязычное общество.

Обвинения в военных преступлениях требуют независимого, тщательного расследования, на основании которого можно будет сделать выводы и привлечь виновных к ответственности. Следует назвать образцовой именно такую реакцию военных экспертов и правоведов на поступившие из Киева сообщения и видеоматериалы о большом количестве жертв среди гражданского населения в городе Буча.

О том же говорили многие участники недавнего заседания Совета безопасности ООН, которое было посвящено "Бучанской резне". Картина случившегося многими воспринимается эмоционально, поскольку кадры и фото действительно оставляют крайне тяжелое впечатление. Примерно такое же, какое производят видео-свидетельства "процесса" издевательств и убийства пленных российских солдат, заснятые самими украинскими "патриотами".

Обвинения в совершении военных преступлений, преступлений против человечности и гуманности рассматриваются как особо тяжкие еще и потому, что вызывают крайне неприятные ассоциации, воспоминания о деяниях нацистов во времена Второй мировой войны, после которой людям пришлось пополнить список известных видов криминальных деяний еще и такими статьями.

Не зря Соединенные Штаты в свое время приложили столько усилий, чтобы не допустить расследования возможных преступлений американских военнослужащих в Афганистане и Ираке в Международном уголовном суде, юрисдикцию которого, кстати, они так же, как и Россия, не признают.

Доказательства и факты не важны?

Премьер-министр Каллас, не дожидаясь никаких оценок и выводов экспертов о произошедшем в Буче, заявила о необходимости как можно скорее ввести очередной пакет жестких санкций против России и о невозможности вести с Москвой какие-либо переговоры. Эстония наряду с другими странами Балтии высылает дипломатов и закрывает консульства по сути на том лишь основании, что, по мнению местных властей, все русские – изверги.

Похоже, правительство страны даже не пытается объяснить населению и, прежде всего, его русскоязычной трети, на основании каких фактов оно делает то, что делает. Вряд ли профессионально слабые и предвзятые материалы о происходящем на Украине, публикуемые и демонстрируемые местными русскоязычными новостными ресурсами, можно считать попыткой объективного рассказа.

Государственная вещательная компания ERR, освещающая украинские события для местных русскоговорящих зрителей и читателей, дискредитирует себя необъективными материалами и порой откровенным искажением фактов. Забыв, вероятно, под давлением "контрольных органов" о том, насколько чувствительна сейчас ее аудитория ко все и любым сообщениям о трагедии Украины.

Не следовало бы выдавать подорванные украинскими военными мосты за результат действий российской авиации, а разрушенный украинской ракетой жилой дом в Донецке за последствия российского авиаудара. И, наоборот, следовало бы хотя бы упоминать о жестоком обращении с российскими военнопленными, об использовании нацподразделениями мирных жителей в качестве щита, о многочисленных "фейках" и дезинформации, публикуемых украинскими изданиями.

Несмотря на блокировки и запреты российских новостных ресурсов, русская аудитория в Эстонии все же имеет возможность получать информацию из альтернативных источников, то есть имеет возможность сопоставлять факты, и потому видит "передергивания", которые позволяют себе эстонские средства массовой информации.

Единственным фактически "живым" представителем эстонских изданий на Украине стал корреспондент ERR Антон Алексеев, объективность которого и понимание "военного дела" ставят под сомнение его собственные репортажи (при всем уважении к стилю и личной отваге журналиста).

Что же до самой "Бучанской резни", то, как уже сказано, основания для обвинений в военных преступлениях может дать только независимое расследование. Вероятнее всего, сейчас уже мало кто помнит, как во время военных действий в Косово сербская армия была неоднократно обвинена в массовых убийствах мирных жителей, которые на поверку оказывались погибшими в бою иностранными наемниками или албанскими боевиками.

А не помнят об этих "казусах", потому что выводы независимых международных судмедэкспертов публиковались "мелким шрифтом" и уже после организованного шквала обвинений в адрес "сербских извергов" в западных средствах массовой информации. И суды над албанцами-косоварами, убивавшими и грабившими сербов, тоже начались лишь спустя много лет после тех событий.

Складывается впечатление (не в первый раз), что в современной войне в общем-то не так уж и важно, кто побеждает на поле боя. Решающее значение имеет успех в информационной войне и, в частности, своевременное обвинение противника в совершении военных преступлений, зверствах и бесчеловечности.

Как выясняется, современный мир по части "психологии масс" ничуть не умнее, чем мир столетней или трехсотлетней давности. По-прежнему неважно, что происходит на самом деле. Важно лишь то, во что хочется верить.

Многим в официальном Таллине хочется верить в то, что все русские – безжалостный убийцы. Возможно, это как-то оправдывает в их глазах собственную русофобию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме