Ранее Baltnews уже рассказывал о том, что из-за законопроекта о повышении детских и семейных пособий в правящей коалиции разразился скандал. Партия реформ выступила против срочного принятия законопроекта, поскольку требовалось обсудить, где найти 300 миллионов евро в год для реализации новшеств. После того, как был принят дополнительный бюджет и решено повысить пособия, напряжение в коалиции так и не спало.
Каллас убеждена, что снять напряжение в коалиции может только Центристская партия и, видимо, только путем уступок Партии реформ – аналогично, как в текущей ситуации на Украине только от России зависит ее разрядка. Как сказала Каллас, "потому что Россия единственная, кто эту ситуацию создал", поскольку "Запад не может уменьшить напряжение в Украине". Примечательно, что вариант невмешательства Запада в отношения между Россией и Украиной, не нагнетание в течение многих лет военной угрозы у российских границ в голову эстонского премьер-министра не приходит вовсе.
Премьер-министр Кая Каллас в связи с этим попыталась подчеркнуть, что ее партия была вовсе не против самого законопроекта, а в сложившейся ситуации повинен партнер по коалиции – Центристская партия: "На самом деле нам сказали, что есть такая идея, а возможности обсудить ее нам не дали. Политическая реальность такова, что у тебя есть коалиция, есть заключенный коалиционный договор, вы выполняете то, что в нем указано. Все остальное вы тоже можете делать, но вы ищете для этого компромисс внутри коалиции. Но в этот раз компромисс изначально отправились искать за ее пределы. И это однозначно проблема, именно по той причине, что ты не знаешь, какое количество голосов у тебя есть".
По словам Каллас, "обычно все такие законопроекты, которые рассматривают потребность государства в деньгах (пособия, разные проблемные места, имеющиеся в Эстонии), обсуждаются вместе с государственным бюджетом": "В оппозиции вы можете сказать: "Давайте дадим всем денег". И не нужно отвечать на вопрос, где взять эти деньги. Но когда ты находишься в правительстве, ты несешь ответственность за деньги налогоплательщиков. Ты должен отвечать на вопросы о том, что мы можем сделать в рамках нашей казны, и откуда в нее поступает доход. Ведь речь идет о дополнительных расходах в размере 300 миллионов евро в год, которые каждый год индексируются, то есть увеличиваются. Это означает, что дополнительно нужно находить в год около 300 миллионов евро".
Далее Каллас отметила, что дополнительный доход в бюджет можно получить в результате отмены каких-то расходов или повышения налогов: "Все хотят заниматься популярной частью уравнения – говорить, кто и сколько получит дополнительно. Но заниматься нужно и непопулярной частью уравнения. Я приведу такой пример: мы знаем, например, что в Швейцарии проводятся референдумы и хорошо работает народная демократия. Однажды у них был референдум на тему, хотите ли вы введения гражданской зарплаты? Но вопрос был не только в том, хотите ли вы гражданскую зарплату в размере икс франков на каждого. Вопрос был сформулирован так: "Хотите ли вы гражданскую зарплату для каждого, что означает, что налоги поднимутся на столько-то?". В вопросе была упомянута и вторая часть этой формулы. И 73% проголосовавших ответили, что не хотят гражданской зарплаты, потому что не хотят повышения налогов. Это честно, ты показываешь обе части уравнения. Это никакой не ультиматум и не угроза, это констатация политической реальности. Если же в первую очередь коалиционные партнеры идут искать соглашения за пределами коалиции, то коалиция в таком виде работать не будет".
В настоящее время Каллас вынуждена согласиться, что в коалиции получается все так, как того хотят центристы, и считает такое положение не совсем честным: "Вы хотите сказать, что нужно получать желаемое даже тогда, когда это влечет за собой очень сложную ситуацию для государства? То есть мы все же должны ответить, что будет отменено. Было бы честно привести и эту часть уравнения. Да, это очень сложная ситуация, выход из нее мог бы быть в том, что Центристская партия скажет, что она готова искать решение прежде всего внутри коалиции, то есть центристы отойдут от этого законопроекта и мы вместе пойдем дальше".
Выясняется, что пока непонятно, где найти необходимые 300 миллионов евро в год. И Каллас считает, что ответом на данный вопрос должны заниматься те, кто выступил с предложением о повышении пособий. Также, считает премьер-министр, "надо спросить тех, кто так быстро выступил с этим законопроектом": "Он был составлен советником фракции партии Isamaa. И этот вопрос должен быть адресован тем, кто участвовал в этом. Если посмотреть на законопроект, то возникает много вопросов. Разница между первым и третьим ребенком в пособиях была бы десятикратной. Возникает вопрос: зачем идти на работу, если минимальная зарплата 640 евро, но, не работая и имея трех детей, ты получишь 1000 евро. Это не совсем честно".
Кая Каллас намерена терпеливо ждать, что будет с этим законопроектом: "Проблема в том, что мы находимся в ситуации, когда рядом с нами идет масштабная война, нам нужно получить очень важные решения от НАТО, которые касаются укрепления нашей обороноспособности. Впереди очень сложные времена, мне кажется, что все хотят быть в оппозиции, никто не хочет брать на себя ответственность, потому что впереди выборы. Перед выборами с учетом роста цен, энергетического кризиса и войны, у нас не может быть легких решений. В оппозиции можно сказать, что все могло бы быть намного лучше. Но ты не должен за это отвечать, а в правительстве должен".
Кая Каллас сообщила также, что в коалиции есть договоренность не повышать пока налоги: "Действительно, если Центристская партия придет на выборы с лозунгом, что она поднимет налоги, то, может быть, это cтанет таким лозунгом, который получит поддержку от людей, но, по-моему, скорее всего, нужно обсудить систему целиком. Если исходить из того, что налоговая система облагает высоким налогом ту сферу, развития которой мы не хотим, то сейчас самый высокий налог у нас на работу. В то же время мы хотим, чтобы у людей были работа и хлеб. Если мы будем рассматривать снижение налогов на рабочую силу, то откуда мы возьмем недостающее? Можем ли мы обложить что-то более высоким налогом, чтобы этот пазл сошелся? Но это спор в свете предстоящих выборов, в этом правительстве мы однозначно налоги поднимать не будем".
Есть вероятность того, что коалиция распадется, в том числе в результате вотума недоверия? Каллас полагает, что все может быть: "Во-первых, я знаю, что за этим стоит EKRE, и для внесения вотума недоверия в повестку дня им нужен 21 голос. А во фракции EKRE 19 членов, в любом случае они должны с кем-то сотрудничать. Может быть, с центристами".
Каллас отметила при этом, что для вотума недоверия необходимо большинство голосов всего состава – как минимум 51 голос. И выразила надежду, что с этим фактом коллеги считаются. Для убедительности Каллас напомнила, как в свое время "защищала министров коалиционного партнера, когда они были под ударом", видимо, рассчитывая на то, что центристы не забудут такой услуги.