Правительство Каи Каллас – когда от него у эстонцев наступит усталость?

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас
© AP Photo / Olivier Hoslet

Федор Гусев

В январе 2022 года исполнится ровно год правительству Каи Каллас. Пришедший к руководству страной кабинет министров оказался не столь скандальным, как предыдущее правительство, но именно нерешительность и ряд ошибок могут привести к очередному кризису.

Пожалуй, от каждого правительства рано или поздно у избирателей наступает усталость. Работать идеально и без ошибок не может никто, да и запросы у людей отличаются. И все же обычно правительственный кризис наступает тогда, когда ситуация достигает "точки кипения" из-за наслоения массы ошибок друг на друга, что не устраивает уже большинство жителей страны.

Кабинет надежд

Для ушедшего в январе 2022 года в отставку правительства роковым стало решение входившей в правящую коалицию с центристами и "отечественниками" Эстонской консервативной народной партии (EKRE) добавить себе популярности, сыграв на теме референдума об определении понятия семьи как союза мужчины и женщины.

Зная царящие в европейских структурах настроения, предусматривающие максимальные свободы для однополых пар, можно было не сомневаться, что принятие предложенного EKRE определения противопоставило бы Эстонию заданному западными партнерами вектору. А это, в свою очередь, закрыло бы многие карьерные пути для эстонских политиков из всех партий.

Чтобы не допустить этого, за сутки до решающего голосования по референдуму при помощи спецслужб было срочно инициировано уголовное расследование против одного из главных спонсоров коалиционной Центристской партии, что привело к развалу правительства Юри Ратаса. И именно тогда на политическую арену вышла молодая и внушавшая надежды на обновление Кая Каллас.

Появление правительства Каи Каллас после постоянных скандалов, связанных с EKRE, многими в Эстонии было воспринято с облегчением. Одновременно это был еще один шанс Партии реформ доказать, что она за время пребывания в оппозиции вышла из "забронзовения" и научилась мыслить шире, чем в пределах ставшей причиной предыдущего "свержения" реформистов подгонки всего подряд под рамки таблиц Excel.

Взаимозачет ролей

Практика показала, что хоть связанная с персоналиями реформистов одиозность и несколько отступила, широты мышления у министров кабинета Каи Каллас все равно не хватает, что прямо отражается на их деятельности.

Наверное, самой яркой "звездой" нынешнего правительства Эстонии можно считать министра здравоохранения и труда Танеля Кийка, вынужденного на фоне пандемии быть постоянно на переднем плане, объясняя те или иные вводимые ограничения, либо принимая на себя вину за совершенные ошибки (что, как ни странно, не приводит к его отставке).

"Непотопляемость" Кийка можно объяснить в том числе удобством для коалиционного партнера. Поскольку Кийк представляет в правительстве Центристскую партию, то благодаря ему самой реформистке Кае Каллас вполне удобно порой "переводить стрелки" на коллегу по многим неудобным вопросам и одновременно быть на виду тогда, когда это выгодно.

В то же время после ухода с поста "президента-активистки" Керсти Кальюлайд премьеру Кае Каллас пришлось взять на себя большую роль во внешней политике. На фоне крайне осторожного нового президента Алара Кариса и довольно неприметного министра иностранных дел Эвы-Марии Лийметс Кая Каллас в последнее время выглядит настоящим внешнеполитическим ястребом, ратующим за евроатлантические ценности и ругающим по любому поводу Россию.

Минусы оказались плюсами

Самым большим провалом действующего правительства Эстонии смело можно назвать кампанию по вакцинации населения и обеспечению достаточной устойчивости медицинской системы в условиях коронавируса.

Расходящиеся по посылу объяснения различных министров и чиновников, весьма некрасивая история с порчей вакцин на складах Департамента здоровья, срыв поставленных показателей вакцинации и экстренные меры (вместо заранее подготовленных) при наступлении очередной волны явно не добавили доверия к действующему кабинету министров.

Вместе с тем именно нерешительность в части применения жестких ограничений отчасти сыграла на руку правительству – таким образом Эстонии удалось избежать откровенно неразумных ограничений, которыми прославилась соседняя Латвия.

А отказ под давлением собравшей многотысячный митинг оппозиции от очередного локдауна побудил уставших от ковидных лишений людей простить многие предыдущие ошибки кабинета Каллас.

Наступающий 2022 год – последний перед весенними парламентскими выборами 2023 года. Сможет ли правительство Каи Каллас устоять вплоть до самих этих выборов, во многом будет зависеть от дальнейшего развития ситуации с коронавирусом.

Вместе с тем, наметившийся в последние полгода резкий рост популярности оппозиционной EKRE не может не волновать реформистов и центристов, ведь в любом случае все "шишки" за промахи в столь сложное время будут сыпаться на действующее правительство, а это может поднять популярность национал-консерваторов на небывалую высоту.

Поэтому с тактической точки зрения нынешним правящим партиям было бы выгодно допустить прямо перед выборами EKRE до власти, но кто же откажется от власти просто так, если ты уже у нее находишься! А значит, с большой долей вероятности в следующем году произойдет несколько "имиджевых ремонтов" правительства, оценить которые должны будут избиратели в марте 2023 года.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме