Не эстонское это дело – беженцев принимать. Почему Эстонии не грозит миграционный кризис

Польские военнослужащие патрулируют границу с Белоруссией, 10 ноября 2021
© AFP 2022 / RAMIL NASIBULIN

Миграционный кризис, продолжающийся на белорусской границе, обошел Эстонию стороной. Более того, у Таллина получается выслать почти всех "понаехавших".

За прошедший 2020 год страны-члены Европейского союза приняли к рассмотрению более 520 тыс. ходатайств о предоставлении статуса беженца. Из общего числа около 200 тыс. стали официальными мигрантами, остальным же пришлось уехать. По словам заместителя генерального директора полиции и погранохраны Эгерта Беличева, данные показатели не слишком высокие.

При этом в Эстонии дела обстоят еще лучше. Мало того, что ехать туда никто не хочет, так и тем, кто приехал в подавляющем большинстве отказывают в международной защите. Более 90% ходатайств о предоставлении статуса беженца не удовлетворяются. Мигрантов депортируют. 

"Но другое дело в том, что наше количество все еще очень мало по сравнению с другими. Это похоже на сшитый на заказ костюм: мы действительно заботимся о каждом возвращающемся и работаем со всеми, чтобы отправить его", – объяснил ситуацию Беличев, добавив, что большая часть мигрантов по-прежнему прибывает с Украины, Молдавии и России, куда эстонские власти и посылают нелегалов обратно. 

Нелегалы "чужие" и "свои"

Однако, по словам представителя парламентской комиссии по иностранным делам Марии Юферевой-Скуратовски лучше принимать таких нелегалов, со схожим менталитетом, нежели выходцев с Ближнего Востока и Афганистана. 

"Будь у нас выбор, лично я бы отдала предпочтения тем мигрантам, которые ментально и исторически нам близки – из Белоруссии и России. Было бы логично, если Эстония принимала ментально близких людей. Тем более, что у Эстонии накоплен опыт интеграции русскоязычных. Что же по вопросу спекуляции на тему мигрантов, то я пока не замечала, чтобы кто-то занимался популизмом на этой теме", – поделилась депутат.

Кроме того, если в ближайшие Украину и Молдавию вернуть мигрантов легко, то с некоторыми государствами приходятся сложнее.

Как отмечает советник Бюро по идентификации и статусу Департамента полиции и погранохраны (PPA), существует ряд трудностей, связанных с депортацией представителей "дальнего зарубежья". 

"Причины, по которым трудно депортировать человека, разные. К примеру, это страны, где нет очень хорошего обзора своих граждан. У них нет таких регистров или баз данных, которые давали бы нам уверенность в том, что это то, кем она себя называет", – сообщил Валк.

В сложных ситуациях, когда Эстония не справляется сама, на помощь приходит Европейский союз, который заключает соглашения о реадмиссии с новыми странами, но переговоры длятся годами, а результаты не из легких.

"Есть много случаев, когда ЕС платит крупные средства в рамках помощи по развитию некоторым государствам, смотря сквозь пальцы на то, что такое государство не принимает обратно своих граждан. Но если поставить вопрос о прекращении выдачи виз Европейского союза дипломатам или бизнесменам такой страны, то, наверное, там возникнет и желание начать вести себя так, как следует вести себя государству в отношении своих граждан", – заключил Валк.

Согласно данным доклада Еврокомиссии, после Германии по числу принятых заявлений об убежище, следует Франция (32 212), Испания (25 823), Италия (20 620), а также Австрия (9651). Меньше всего новых просителей убежища за последние полгода зарегистрировано Латвии (58 человек), Эстонии (30) и Венгрии (19).

В общей сложности на территории Евросоюза, Швейцарии и Норвегии, вместе взятых, за первую половину 2021 года подано 194 808 заявлений о предоставлении убежища, что в значительной степени соответствует данным за аналогичный период 2020 года. До пандемии коронавируса подобные показатели были выше.

Ссылки по теме