На фоне энергокризиса, который накрыл не только Европу, но и многие другие регионы планеты, в Эстонии лихорадочно ищут способы хоть как-то увеличить производство электричества внутри страны. Похоже, что даже запуска завода по сжиганию горючих сланцев в Нарве (что противоречит духу "зеленой сделки" Евросоюза) недостаточно. В конце сентября этого года цена за мегаватт-час в Эстонии превысила отметку в 160 евро.
В правительстве республики, видимо, решили, что для увеличения объемов генерации электричества, которое неуклонно дорожает, надо использовать все меры, включая стимулирование станций, сжигающих древесину. Это при том, что еще в начале 2021-го года премьер-министр Кая Каллас публично заявила, что использование древесины в качестве топлива на нарвских электростанциях необходимо прекратить. В противном случае вырубка леса в стране приобретет устрашающие масштабы.
Конечно, политики Эстонии не заставляют бросать в печку дорогой лес-кругляк. Однако благодаря недавно принятому законопроекту об увеличении сжигания древесины, нарвские электростанции планируют серьезно увеличить использование древесных отходов в производстве энергии. Если верить заявлениям руководителя предприятия Enefit Power Андреса Вайнола, речь идет о росте объемов сжигания на треть. Значит ли это, что счета за коммунальные услуги в Эстонии резко уменьшатся?
Доигрались с "зеленой" энергетикой
Противники нового закона в Эстонии (это не только экоактивисты, но и социал-демократы), уверены, что в конечном счете подобная инициатива просто увеличит цены на сырье, само электричество и, разумеется, станет причиной еще более интенсивного уничтожения деревьев в стране.
Надо отметить, что вырубка в лесных хозяйствах балтийского государства – это проблема, крайне неприятная для бизнеса и политиков. Именно поэтому ее без надобности стараются лишний раз не трогать. Если брать средние показатели, то за 12 месяцев, как правило, вырубается около 12 млн кубометров. Это, кстати, делает Эстонию лидером по уничтожению лесов в Северной Европе.
Общая площадь лесов в прибалтийской республике составляет примерно около 2,3 млн га. При этом ежегодный прирост площади с 2017 года составляет 800 га. В сумме это дает рост числа деревьев в Эстонии где-то на 16 млн кубометров в год. Но надо не забывать, что с этой статистикой, если политикам и бизнесу это сильно надо, можно очень удобно "играться".
Казалось бы: если есть прирост в 16 млн кубометров, то страна, вроде бы, в плюсе. Но не тут-то было. Сто молодых только что выросших или посаженных деревьев – это не то же самое, что сто срубленных старых дубов или елей, которые формируют целую экосистему. Увы, но растения не так быстро растут, как этого хотелось бы, а вот бизнес (а теперь еще и энергетики, нуждающиеся в дополнительном топливе) ждать не могут.
Более того, квоты на вырубку в Эстонии не всегда соблюдались даже до принятия закона о субсидиях для станций, использующих древесные отходы в производстве электроэнергии. К примеру, в октябре 2020-го ее объемы выросли почти на 50%. Этот процесс усиливается по сей день – в Enefit Power уже заявили, что к следующему году запланировано сжечь до миллиона тонн древесины.
Сейчас это сырье закупают из других стран. В изданииThe Baltic Times, справедливо отметили, что энергоконцерн Eesti Energia уже несколько лет импортирует большое количество древесных отходов (около половины от потребляемой компанией древесины) из Центральной Европы.
Кроме того, есть же "зеленая сделка", которую Еврокомиссия навязала всем членам ЕС. В ней присутствует пункт "Лесная стратегия", призывающий европейцев не только посадить 3 млрд саженцев, но и серьезно сократить вырубку лесов. Возможно, по этой причине в августе 2021-го владелец крупнейшего производителя древесных гранул в Эстонии Granuul Invest Рауль Кирьянен продал свой контрольный пакет акций. Покупателем является дочернее предприятие – Apollo Global Management (со штаб-квартирой в Нью-Йорке).
При этом у "зеленой сделки" есть обратная сторона медали – введение квот на выбросы СО2, которые сразу же сделали использование горючих сланцев в Эстонии крайне дорогим удовольствием. При этом работы ветряных парков и других возобновляемых источников энергии (ВИЭ) недостаточно, чтобы закрыть внутренний спрос на электричество в стране, нужно что-то еще. В итоге климатическая повестка, которую так активно продвигают наднациональные структуры ЕС, сыграла с балтийской страной злую шутку. Хотите чистый воздух и у вас не хватает ВИЭ-генерации? Рубите лес.
В 2015–2018 годах в Эстонии уничтожили на 85% больше деревьев, чем в период 2004–2014 годов, а теперь еще и появился стимул к увеличению объемов для нужд электростанций. Увы, но Еврокомиссию это не волнует. "Зеленая сделка" важнее. Горючие сланцы, мазут и иные углеводороды производят выбросы, а значит, надо искать альтернативу.
В итоге долгосрочный план правительства Эстонии состоит теперь в том, чтобы полностью переключить отдельные электростанции на дровяное отопление и использовать как можно меньше горючего сланца.
Как рассказал, бывший вице-председатель партии "Зеленые Эстонии" Андрей Гудим, политическое давление европейских наднациональных структур становится все сильнее. Правительство балтийской страны вынуждено реагировать на рекомендации Брюсселя.
"В Эстонии действительно в техническом плане есть все условия, чтобы использовать древесные отходы, поскольку соответствующих котлов достаточно много. Речь даже не о крупных станциях, но и о малых котельных. В стране достаточно долго существовала проблема, при которой за счет больших дотаций от Евросоюза бизнесу было выгодно вырубать деревья, отправляя даже лес-кругляк на производство простых пеллетов (которые должны делаться из отходов – веток или щепы). Это привлекло слишком много внимания общественности, СМИ и многих политиков. Отсюда и появление более строгих правил к вырубке лесов", – рассказал эксперт Baltnews.
Однако это не отменяет того факта, что теперь спрос на щепу значительно вырастет. При этом ведь надо соблюдать условия "зеленой сделки", запрещающей сжигать уголь, мазут, сланцы. И вот тут, как считает Андрей Гудим, крайне сложно сказать, не станет ли подобная мера стимулом к более интенсивному уничтожению деревьев, просто под другим предлогом.
Игра в лотерею
В Эстонской палате возобновляемой энергии считают, что новый закон, обеспечивающий субсидии для электростанций, может привести к росту цен на биотопливо. Авторы же законопроекта утверждают, что лесам страны ничего не угрожает, ведь государство создало очень жесткие условия для получения субсидий.
Чтобы предприятие, вырабатывающее электричество при сжигании древесины, получило дотацию, стоимость производимого им одного мегаватт-часа не должна превышать 50 евро (тогда государство выделит на каждый из них дополнительно по 10 евро субсидий на закупку щепы и других отходов).
По сути, эти 10 евро создают определенную защиту – качественную древесину (в силу ее дороговизны) нерентабельно будет использовать для этих целей, поскольку такие субсидии не компенсируют закупки леса-кругляка, который требует вырубки деревьев. А вот щепу покупать, используя такие дотации, можно. Вот только вопрос – где же ее тогда взять? Наращивать импорт из других стран? Но тогда конечная цена на энергию для потребителей обязательно вырастет.
Более того, смогут ли электростанции предложить цену не выше 50 евро за мегаватт-час, когда весь энергетический рынок Европы лихорадит? Гарантий сегодня никто предоставить не может. Даже за уголь в мире сейчас идет драка, причем Европа в ней явно проигрывает. В Германии сейчас стоит без сырья для работы электростанция Bergkamen-A, которая принадлежит крупнейшему в стране производителю электричества Steag GmbH. Найдет ли Эстония древесные отходы в нужном объеме, если за этот ресурс тоже начнется нешуточная борьба? Увы, это больше похоже на лотерею, чем на стратегию.
По словам эстонского экономиста Леонида Цингиссера, страна попала в ловушку, когда надо сжигать все больше деревьев ради климатической повестки, поскольку нет четкого плана по обеспечению энергобезопасности:
"В инициативах по сохранению окружающей среды, если отсечь коммерцию и политику, нет ничего плохого. Мы за экологию, тут нет вопросов. Но проблема в том, что стремление выполнить рекомендации Брюсселя по сокращению выбросов парниковых газов выполняется без оглядки на экономическую целесообразность и с бескомпромиссной фанатичностью".
"Заметьте: законопроект выдает субсидии не на сжигание мазута или угля, а именно древесной щепы, хотя в первом случае это действительно могло бы снизить цены на электроэнергию. Страна отказывается от электричества из России и Белоруссии, но при этом не способна удовлетворить спрос на электричество с помощью ветряков и солнечных панелей. Атомной электростанции у нас тоже нет. Вот и остается рубить деревья, да еще и поощрять это разными законами", – заключил эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.