Мигранты, русские, оккупация. Президент Алар Карис поделился своими взглядами

Алар Карис

Новоизбранный президент Алар Карис рассказал о своем видении отдельных актуальных вопросов и тем внутренней и внешней политики Эстонии.

Избранный в Рийгикогу следующим президентом Эстонии 63-летний Алар Карис готовится через чуть более месяца перебраться из кабинета директора Эстонского национального музея в президентскую резиденцию в Кадриорге. Как пишут эстонские СМИ, "бывший генеральный аудитор, дважды ректор университета, все еще пытается преодолеть узкую пропасть между неуверенностью в себе и уверенностью в себе".

Эстония – особая страна

В ходе интервью с новым президентом Эстонии речь шла о самых разных вопросах. Одним из первых стал вопрос будущего маленькой балтийской республики – "такой хорошей страны, которой нужна мотивация и цель для дальнейшего развития". Карис отметил, что праздники в Эстонии веселые и радостные, а повседневная жизнь – нет.

Спустя 30 лет после восстановления независимости новый президент считает, что независимость для эстонцев – это и чудо, и неизбежность. "Эстонское государство должно быть, оно должно существовать", – уверен Алар Карис.

По его словам, эстонцы ведут себя достаточно осторожно – в том смысле, что экономика страны открыта, "но чувство чужого вызывает у нас некоторые колебания". В контексте этого Карис отметил, что, например, принимая у себя беженцев, в частности, из Афганистана, Эстония должна позаботиться о своей безопасности. И добавил: "Мы участвовали в миссии НАТО, и когда мы отправляемся в такие миссии, мы должны знать с самого начала, что могут быть неудачи, когда мы должны помочь тем, кто помог нам, когда мы покинем миссию".

На вопрос журналиста о мечте еще президента Ильвеса видеть Эстонию страной, которая была еще до 50-летней оккупации, Карис ответил, что "оккупацию у нас не отнять. Она будет передана будущим поколениям, в том числе мысленно". Более того, об этом "нужно напоминать, чтобы новые поколения знали, что за это время произошло". При этом Алар Карис отметил, что Эстонии еще далеко до страны, которую описал в свое время президент Ильвес.

Тоомас Хендрик Ильвес
AP Photo / Ronald Zak
Тоомас Хендрик Ильвес

Русские в Эстонии должны учить эстонский язык

На вопрос журналиста о возможной связи между голосами Центристской партии и обещанием Кариса (еще до избрания на пост президента) при необходимости говорить с русской общиной по-русски, новый глава Эстонского государства отметил, что "если бы мог говорить по-латышски, также говорил бы по-латышски с латышами, потому что это дает возможность стать ближе к людям".

"Однако это не означает, что я хочу сказать, что наша русская община не должна изучать эстонский язык. Необходимо найти мотивацию для того, чтобы они это делали, найти для них способы сделать это, потому что сегодняшняя среда не благоприятствует этому", – отметил Карис.

По его словам, говорить с людьми на их языке – это чистая вежливость: "Если бы я знал больше языков, я бы говорил на всех языках, которые есть сегодня в этом сообществе".

Разобщенность в обществе – проблема

Алар Карис отметил, что состояние в обществе во многом зависит от того, какие есть партии, как стороны ладят друг с другом, какая существует общая атмосфера. "Сегодня сложилась ситуация, когда поляризация велика не только здесь, среди людей, но и партийно. Соединить – непростая задача, хотя я уже сказал, что хочу этим заняться. Я обязательно буду работать над этим", – заверил Карис.

Он отметил, что нынешний президент Керсти Кальюлайд тоже пробовала работать в этом направлении: "Тогда я попробую еще раз, возможно, используя другие методы. Трудно предсказать, как все пойдет прямо сейчас, но я не сдамся так легко".

Карис подчеркнул, что в последнее время увеличилось безразличие и недоверие: "люди не доверяют внутри партий и между партиями, возникает недоверие между избирателями и политиками".

"И тогда есть понимание, что члены Рийгикогу, правительство и президент – это элита, которая находится далеко и не хочет ничего знать о людях. Так что, возможно, одна из моих задач – показать, что понятие элиты не обязательно означает, что вы далеки от всего, что происходит в стране", – отметил Карис.

По словам, в каждой области, в каждой обсуждаемой теме сразу же все распадается на две части, и места для дискуссии не остается – "даже в семьях люди расходятся по различным вопросам, например по вакцинации, которая является очень важным вопросом для общественного здравоохранения".

К лову о вакцинации, Алармистов Карис признался, что еще не знаком, в частности, с принципами успешной  вакцинации от президента Латвии. И пообещал их изучить, если они действительно столь эффективны.

Выборы президента. По-корейски или по-советски?

Одной из тем интервью стал процесс выбора президента в Эстонии. Как в последнее время писали СМИ, процедура напоминает выборы одного-единственного кандидата – как в Северной Корее или Советском Союзе. Алар Карис считает данное сравнение некорректным, хоть оно и стало "популярным в международных средствах массовой информации".

"Не берусь утверждать, что Советский Союз вернулся: две партии колебались [на выборах президента], одна была явно против. И помните, Рихард фон Вайцзеккер в Германии был избран в 1989 году [как президент, не являющийся кандидатом] точно таким же образом по четырехстороннему соглашению", – сказал Карис.

И отметил, что это не служит поводом для обвинения Федеративной Республики Германии и сравнения ее с Советами: "Это, вероятно, было бы небольшим преувеличением".

Нужны ли реформы Эстонии? И какие?

Алар Карис отметил, что многое изложено в плане государственной реформы. Некоторые реформы просто необходимы – например, административная реформа: "Во избежание ситуаций, когда, например, некоторые регионы лишены европейских денег, а во-вторых, когда возрастает отсталость. Муниципалитеты должны быть достаточно большими, чтобы быть финансово автономными".

"Очевидно, проблема в том, что мы не задумывались, что это за цели, куда двигаться. Прагматические вещи, которые были чрезвычайно важны, были приняты: сначала наши деньги, затем ЕС, НАТО, кроны в евро... Ясные вещи, ясные цели. Сегодня все стало как-то неоднозначно в том направлении, в котором мы сейчас идем. Мало того, что у нас это есть, в ЕС существует некоторая путаница в отношении того, где мы находимся и куда мы идем", – отметил Алар Карис.

И подчеркнул, что, безусловно важно преодоление экологических проблем, что влечет уничтожение сланцевой отрасли, в которой занято немало эстоноземельцев, и для их семей – это трудности, с которыми надо что-то решать. При этом понятно, что все люди, потерявшие работу, не кинутся открывать стартапы. И необходимо искать решения, как компенсировать им потери отрасли.

Образование перестало быть линейным

По ловам Алара Кариса, сегодняшнее образование отличается тем, что в привычном своем качестве не может гарантировать человеку достижения благополучия и хорошего положения в выбранной им области: "Даже более простые работы теперь требуют совсем других знаний, невозможно взять лопату и начать работать, работать до полудня, а потом дальше".

"Сегодня образование больше не является линейным. [...] Даже в высшем образовании идея alma mater начинает размываться, потому что люди учатся на бакалавриате, потом уезжают за границу, на третье место, для получения степени магистра и где-то занимаются чем-то еще. Какая у тебя альма-матер?", – отметил Карис.

Фактически расширять свои знания и навыки не в одной узкой области, а, возможно, и в смежных областях, а в некоторых случаях, и совсем иных, становится необходимым и нормальным.

Важная черта для жизни и работы

По мнению Алара Кариса, люди должны быть честны в своих отношениях и в своих заявлениях: "Это не означает, что честность всегда должна выражаться в чрезвычайно обескураживающих речах. Но я думаю, что честность – основа всего. И если что-то пошло не так, как должно быть, нужно сказать, что пошло плохо. И тогда вы можете это изменить".

Еще одной ценностью для нового президента Эстонии является равное отношение людей во всех сферах.

Ссылки по теме