Эстония упустила хорошего кандидата в президенты и заработала "академический синдром"

Президент Эстонской Академии наук Тармо Соомере
© Sputnik / Юлия Калинина

Анатолий Ядов

Тема: Выборы президента Эстонии – 2021

Лишь ирония и политические памфлеты способны излечить эстоноземельцев от горьких сожалений по поводу не избрания президентом страны академика Тармо Соомере.

Эстонии предстоит долго и тяжко страдать "синдромом Соомере". Нет, бессмысленно искать описание этого ментального недуга в медицинских справочниках или в трудах психологов, а то и, не дай Бог, в пособиях по клинической психиатрии. Его там нет, это совсем недавнее открытие, возможно, еще неизвестное никому и нигде, кроме как узкой группе лиц в маленькой прибалтийской республике Эстония.

Моральная, психологическая проблема любого нового кандидата как на президентский пост, так и на какую-нибудь другую государственную должность, отныне и надолго состоит в том, что его неизбежно станут сравнивать с академиком Тармо Соомере.

Главное достоинство этого, теперь уже бывшего претендента на пост лидера страны и одновременно его основной недостаток с точки зрения тех политических сил, что провалили его кандидатуру, состоит в том, что он гарантированно мудрый, образованный и выдержанный человек.

Тармо Соомере
Тармо Соомере

Президент Академии наук, математик просто по определению не может быть глупцом и не может не обладать качествами лидера. Причем лидера, способного договориться с другими гарантированно умными людьми с непростыми, надо думать, характерами. Академическая среда – она такая, сложная для управления. Обязательно будут сравнивать. Причем не в пользу новых кандидатов.

Синдром, который можно назвать еще и "академическим", выглядит крайне опасным заболеванием, способным парализовать волю и ввергнуть в политическую апатию целую страну или, по крайней мере, социально-активную часть общества.

Ложная скромность не позволяет автору этих строк закрепить за собой открытие этого синдрома, список его симптомов и причин развития, тем более что совсем скоро многие жители прибалтийской республики смогут почувствовать или даже уже ощущают его проявления на самих себе.

Возможно, среди них найдутся профессионалы, знатоки причуд человеческой психики, которые дадут "синдрому Соомере" исчерпывающее научное описание и внесут в справочники и пособия всю необходимую информацию, прославив Эстонию в узких кругах международного сообщества "лекарей человеческих душ".

Что бы сказал академик?

Уже сейчас нетрудно себе представить беседу вкрадчивого психолога с пациентом, страдающим "академическим синдромом". "И что же вас травмировало, ввергло, так сказать, в депрессию?" – участливо спросит доктор осунувшегося пациента.

"Мне кажется, что кандидат в мэры Таллина от партии "Отчество", этот бывший министр иностранных дел Урмас Рейнсалу безумен, что он несет совершеннейшую ахинею. Они почти все мне кажутся неумными. Наверное, я болен. Ведь не может же так быть... А, доктор?" – тихо плача, ответит больной.

"И что же вас заставило усомниться в умственных способностях упомянутого вами политика?" – насторожившись, спросит психолог, которого уже терзают опасения, что ему опять попался безнадежный случай "синдрома Соомере".

"Ну, он на днях заявил, что, став мэром столицы, быстренько, всего лет за пять, закроет русские школы и детские сады, заставит всех полюбить эстонский дух, эстонский язык и бескорыстность. "Эстонский дух!". И все это он заявляет избирателям города, где примерно половина жителей – русские! Что о нем и его мозге можно подумать?" – вздохнет страдалец.

"Ну, возможно, названный вами политик просто не хочет на самом деле быть мэром, – изображая искренность и подавая носовой платок, успокаивает пациента психолог. – И это у него такое проявление подсознательного желания провалиться на выборах или даже совершить политическое самоубийство".

"Но он же постоянно все это говорит! И про какой-то "эстонский дух". И я думаю, постоянно думаю, что бы сказал на все это академик Соомере и как бы он охарактеризовал высказывания Рейнсалу? Мы могли бы стать страной, во главе которой стоит мудрый человек, математик, признанный ученый, и борода у него такая... Все стали бы ориентироваться на него. И мы могли бы стать уважаемым государством, где дур... то есть недостойные просто не могут сделать политическую карьеру. А теперь что, как нам теперь-то быть?" – впадает в истерику пациент.

"Да, безнадежен и обречен", – обреченно фиксирует диагноз психолог, сам прилагающий немалые усилия, чтобы не заразиться "синдромом Соомере" от своих пациентов. Лишь профессиональный цинизм и убежденность в том, что идеальных людей не бывает, спасают его от этого заболевания.

Политическая неискушенность как национальное достояние

Вероятно, в будущем некоторые политики захотят возложить вину за возникновение синдрома на бывшего премьер-министра Эстонии Юри Ратаса, который выдвинул кандидатуру академика Соомере на пост президента страны.

Конечно, в действиях экс-главы правительства просматривается определенная доля коварства и разочарования в интеллектуальном уровне коллег-политиков. Подставил он их, предложив с заведомо низкими шансами на успех политически нейтрального кандидата.

Но более вдумчивые и хорошо разбирающиеся в психиатрии исследователи наверняка поставят эти обвинения под сомнение, указав на то, что синдром многие годы вызревал в общественном сознании эстоноземельцев.

Накатывал, так сказать, из глубин их психики, травмированной недостатком политической культуры в партийной среде и мельтешением одних и тех же лиц с сомнительным бэкграундом и огромным количеством скелетов в шкафах.

Скандальные смены правительств и правящих коалиций, скандальное, на последнем интеллектуальном издыхании избрание предыдущего президента Керсти Кальюлайд – все это оставило травмирующий след на психике общественности, разуверившейся в том, что в стране есть не запятнавшие себя люди, достойные ее возглавить.

Как говорят, одним из главных доводов против кандидатуры академика Соомере стало отсутствие у него опыта политической борьбы и вообще какого-либо опыта во внутренней политике страны и в межпартийных разборках.

"Господи, радость-то какая! Значит, он чист как младенец! Это же именно тот, кто нам нужен! Умный, опытный, поживший и умеющий математически трезво оценивать ситуацию, и борода у него такая... как у доброго киношного доктора или даже как у Санта Клауса", – мысленно воскликнули тогда многие представители эстонской общественности. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме