До выборов президента Эстонии остается все меньше времени, и каждый новый день вносит новые акценты в процесс поиска будущего главы государства. Эстонские СМИ в среду, 11 августа, сообщили, что председатель Центристской партии Юри Ратас, оказывается, не исключает того, что ученый, президент Академии наук Тармо Соомере все же имеет шанс быть кандидатом в президенты.
Так еще недавний возможный кандидат в президенты Тармо Соомере успел за считанные дни перестать быть кандидатом и снова практически стать им. А потому и интерес к мнению академика по многим животрепещущим вопросам не угасает.
И с присущими ученому рассудительностью и стремлением сохранить объективность Тармо Соомере поделился в интервью информационному порталу Stolitsa своим взглядом, в частности, на отношения Эстонии с географическими соседями. И, учитывая, на что обратили внимание журналисты местных СМИ, передавая слова академика о России, Соомере сумел многих – кого приятно, кого неприятно – шокировать.
А любовь и не требуется
"Между соседями никогда не существует особой любви", – так считает Тармо Соомере. А если говорить об отношениях между государствами, то там вообще нет чувств – есть интересы.
Академик напомнил, что еще со времен империи Россия относилась "к балтийским государствам" достаточно сдержанно: "В Прибалтике действовал особый балтийский порядок, в Финляндии был свой парламент, своя полиция и своя денежная система".
Здесь следует уточнить, что государствами в упомянутые времена, в частности, Эстония, Латвия и Литва вообще не были – то были прибалтийские губернии, административно-территориальные единицы Российской империи. Но к ним действительно существовало некое особое отношение, позволявшее сохранять местный колорит и национальный менталитет.
"Нам нужно понимать, чего же на самом деле желает Россия. Я абсолютно убежден, что с соседями надо выстраивать нормальные отношения. В той сфере, где я работаю, сделано много. Соглашение по использованию рыбных ресурсов Чудского озера. Россия участвует в Хельсинкской конференции по Балтийскому морю. Форм сотрудничества много. С соседями надо разговаривать поверх пограничных барьеров. Тем более, что мы не сможем оберегать свою границу, если этого не делает другая сторона", – сказал Тармо Соомере.
Безопасность – дело обоюдное
И, предположив в себе законченного идеалиста, ученый заявил: "[...] я думаю, что директор КаПо должен звонить раз в год директору ФСБ и зондировать почву – нет ли каких-то грозящих обоим государствам факторов, нет ли необходимости на что-то обратить внимание. Это – не разглашение государственных тайн, это консультации".
Академик уверен, что в интересах Эстонии, в целях сохранения безопасности, которая не может поддерживаться в приграничье в одностороннем порядке, "общение поверх границ должно быть, но об этом не следует много говорить".
Но и это еще не все. Не оценивая текущую политику Эстонии в отношении России, Тармо Соомере коснулся чувствительного вопроса, который является существенной деталью текущего положения вещей.
Словно намекая на то, что инициатива негатива в отношениях Эстонии и России принадлежит именно эстонской стороне, академик сказал: "На уровне человека мы не вправе демонизировать никого. Войны стали такими разрушительными, когда противника стали демонизировать. Все войны, в том числе "гибридные", стали проходить фазу демонизации, и они не только приносят человеческие жертвы, но и разрушают мировоззрение людей".
"И вот демонизации соседа, партнера, необходимо избегать – в наших же интересах", – резюмировал Тармо Соомере.
Видимо, не случайно Тармо Соомере заговорил о гибридной войне и демонизации соседа. Напомним, в последнее время риторика эстонских политиков обогатилась утверждениями о ведении гибридной войны, правда, Белоруссией, против стран Балтии, Евросоюза, европейских ценностей и НАТО. Но там, где упоминается Белоруссия, часто подразумевается, а порой впрямую подвязывается, и Россия.
Так, на днях было обнародовано совместное заявление председателей парламентских комитетов по иностранным делам Эстонии, Литвы, Латвии и Польши, в котором, в числе различных требований к Минску, значился и призыв к международному сообществу "применить эффективный механизм сдерживания против попыток Российской Федерации [...] подписать незаконные соглашения с Лукашенко [...]".