Предвыборная риторика кандидатов в президенты США редко на деле реализуется в реальной внешней политике после их избрания, отметил в интервью Baltnews депутат парламента Эстонии от правящей Центристской партии Андрей Коробейник.
Страны Балтии не ожидают резких перемен курса США, кого бы американский народ ни выбрал на пост президента своей страны.
– Как вы полагаете, кто именно, Дональд Трамп или Джо Байден, был бы более полезен миру на посту президента США?
– Затрудняюсь с ответом. Во-первых, решить этот вопрос предстоит американцам. Во-вторых, какие-либо прогнозы не очень работают, когда речь идет о выборе будущим президентом США стратегии во внешней политике. Взять того же Дональда Трампа. Все ориентировались на его предвыборную риторику, но по сути дела он мало выполнил из того, что обещал. И в целом для США и всего мира оказался не таким уж "катастрофическим" вариантом, как предполагалось.
Кажется, Россия поддерживает Трампа, но этот подход мне лично не очень понятен – его президентский срок заканчивается, но что хорошего он сделал для улучшения отношений с Россией? Они сейчас не лучше, чем были, например, при президенте Бараке Обаме. Хотя относятся к этим двум президентам россияне почему-то радикально по-разному. И антироссийские санкции-то никуда не делись. За четыре года президентства Трамп при большом желании мог бы их хотя бы смягчить, но не сделал ничего.
Да и в целом, оценки "полезности" политических лидеров часто иррациональны и не основываются на фактах, а лишь отражают субъективные вкусы и предпочтения. Например, российской власти, как мне кажется, нравится Трамп, а многим эстонским политикам больше симпатичен Байден. Ну за исключением, может быть, местных радикалов. Сомневаюсь, что все эти оценки и предпочтения объективны.
– То есть Эстонии и странам Балтии, по вашему мнению, в общем-то все равно, кто станет следующим президентом США?
– Кандидатура Байдена выглядит все же более логичным вариантом, хотя в последнее время в странах Балтии звучат и другие оценки. Многие считают, что Трамп якобы симпатизирует России, а Россию в странах Балтии не любят. Не знаю, что именно выиграет или проиграет Прибалтика от того или иного выбора американского народа, но думаю, что концептуально ничего на самом деле не изменится.
США останутся ключевым партнером стран Балтии по НАТО, и следующий президент не станет пропагандировать отмену антироссийских санкций. Нет, не думаю, что следует ожидать какого-то серьезного изменения внешнеполитического курса США. И Трамп, если его вновь выберут, тоже не станет что-либо решительно менять. Он проявил себя большим прагматиком и, скорее всего, продолжит свою прежнюю политику.
– Считается, что при Дональде Трампе страны Балтии были фактически забыты, так как он сконцентрировал свое внимание на Китае, а не России и так называемой российской угрозе. Говорят также, что при президенте Обаме и демократах во власти в США все, якобы, было иначе. Вспоминают при этом об активном участии США в судьбе Украины и украинском кризисе. Политическая элита Эстонии обсуждает возможные варианты развития отношений в случае избрания того или иного кандидата?
– Эстония хотела бы стабильной внешней политики США, никаких резких смен курса, никакой неожиданной риторики. Непредсказуемое поведение США может отразиться и на странах Балтии. Хотелось бы также предсказуемых, хороших отношений между США и Евросоюзом.
Мы в Центристской партии никакой дискуссии по поводу будущего президента США не ведем – решать предстоит американскому народу, а в наших рассуждениях нет никакого смысла. В других политических партиях, возможно, что-то и обсуждается. Например, некоторые депутаты от ультра-правой партии EKRE приходят на заседания со значком "Выбери Трампа". Ультра-правые поддерживают Трампа, но лишь потому что его риторика похожа на их риторику. Но его действия, на самом деле, ничем особенным не отличаются от действий его предшественников-президентов.
Существует некоторое разочарование по поводу того, что именно эти два кандидата, Трамп и Байден, сейчас претендуют на пост президента США. Хотелось бы, чтобы с Трампом конкурировал от демократов политик новой волны. Кто-то вроде, лично мне симпатичного, Эндрю Яна. Но этого не произошло, и во многом по этой причине интерес к выборам в Эстонии, несмотря на примерно равные шансы кандидатов, намного ниже, чем это было во время кампании Обамы.
Но, как говорится, "Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого" (известная фраза из молитвы баварского богослова Карла Этингера, говорят, нравилась президенту США Джону Кеннеди, но в 1940-х годах ее стало использовать американское общество "Анонимные алкоголики", что немного убавило ей популярности в среде авторов речей политиков – прим. Baltnews).
Очевидно, что повлиять на решение избирателей президента США мы не можем, так что будем думать над собственной стратегией по результатам выборов. Кроме того, повторюсь, следует отличать предвыборную риторику кандидатов от их реальных действий. Но смена курса даже в такой президентской стране, как США, где многое зависит от личности лидера, все равно маловероятна. Я бы не стал ожидать серьезных перемен.
– А в какой мере в Эстонии вообще учитывается роль личности президента США?
– Смотря какая личность. Безусловно, в истории США были президенты, которые переформатировали внешнюю политику – например, Рузвельт, Рейган, – но обычно ничего такого не происходит. У каждого нового президента есть какая-то своя область предпочтений, которую он считает ключевой. У Байдена и Трампа очень разные взгляды на решение экономических вопросов. И я думаю, что экономика станет основным вектором перемен, если победит Байден.
Дональд Трамп считался ярым приверженцем свободной рыночной экономики, но на самом деле он предпринял немало шагов, нарушающих принципы свободного рынка. А Байден в случае своей победы, возможно, окажется на деле совсем не таким уж "социалистом", каким он сейчас выглядит, благодаря своей предвыборной риторике.
– Кто из президентов США более всего запомнился Эстонии и, по мнению местной политической элиты, внес наибольший вклад в развитие американо-эстонских отношений, в развитие страны?
– Думаю, наибольшую роль сыграл Буш-старший, на время президентства которого выпали первые годы независимости Эстонии. Но, если помните, в первое время США были крайне осторожны в вопросах признания независимости бывших советских республик. Во всяком случае, хорошо уже то, что Буш не помешал восстановлению государственности стран Балтии.
Ну а из числа тех, кого люди здесь чаще вспоминают, это, наверное, Клинтон, который запомнился как яркая личность и как американский лидер, бывавший в странах Балтии. Ну и Обама, разумеется, тоже посещавший Эстонию.