Главным мировым политическим событием нынешней осени, безусловно, являются выборы президента США, за которыми пристально наблюдают во всех без исключения национальных государствах. Это применимо и к прибалтийским республикам, чьи элиты в целом не скрывают своих симпатий в пользу кандидата от Демократической партии, экс-вице-президента США Джо Байдена.
Несмотря на крайне насыщенную глобальную политическую повестку в 2020 году, элиты целого ряда государств до определения имени победителя выборов президента США в последние несколько месяцев заняли выжидательную позицию. Они поставили на паузу привычную для себя социально-политическую и медийную активность. Это реактивная позиция, свидетельствующая о зависимости от американских электоральных циклов и низкой самостоятельности элиты, скованной персональной лояльностью со Штатами и американским "глубинным государством". Однако во многом она является иррациональной.
Приход Дональда Трампа в Белый дом четыре года назад спровоцировал заметную невооруженным глазом панику в высоких кабинетах Вильнюса, Риги, Таллина и примкнувшего к ним Киева. Однако, как показало время, опасения оказались в значительной степени преувеличенными.
Страны Балтии и Украина находятся на глубокой периферии дипломатии Трампа. Но парадокс в том, что американская внешняя политика до сих пор подконтрольна оппонентам 45-ого президента Штатов, который в силу субъективных (расследование спецпрокурора Мюллера по "русскому досье") и объективных (в первую очередь – короткая "скамейка запасных") обстоятельств не смог сколько-нибудь эффективно купировать серьезнейшую внутриполитическую фронду.
Собственно, кардинальных перемен в политике Вашингтона по отношению к Прибалтике и Украине при Трампе так и не случилось, а американское военное присутствие и финансово-экономические интересы Штатов в целом и американского бизнеса в частности, то есть – стратегические направления, в указанных регионах пересмотру не подверглись.
Джо Байден
Ожидания прибалтийских политиков, поддерживающих Джо Байдена в нынешней избирательной кампании, связаны с надеждами на усиление влияния США на Европейский континент, что будет балансировать снижение интереса "ядерных" стран ЕС (Германия и Франция) к финансированию восточноевропейской периферии и содействовать активизации геополитического противостояния с Москвой.
Прибалтийские элиты не первое десятилетие позиционируют себя в качестве экспертов по постсоветскому пространству и рассчитывают извлечь персональные политические бонусы на фоне острого американо-российского противостояния, обладая, помимо прочего, возможностью блокировать диалог Москвы и Евросоюза.
Это и подталкивает правоконсервативные прибалтийские верхи к несколько противоестественному союзу с леволибералами во главе с Байденом, а не с идеологически близким Трампом, стигматизированного в том числе политическим классом и обслуживающего его экспертным сообществом стран Балтии в качестве "пророссийского".
Ранее данное обещание Байдена сделать Украину, чьим куратором он был в 2014-2016 годах, приоритетом внешней политики Штатов – это в том числе завуалированный сигнал странам Балтии о готовности на порядок интенсифицировать противостояние с Кремлем в случае своей победы.
Кроме того, политический класс Прибалтики в своей значительной части взращивался с 1990-ых год под опекой и чутким руководством именно Демократической партии, патронирующей многочисленные неправительственные организации и фонды.
Дональд Трамп
Ослабление позиций демократов, из-под контроля которых с высокой долей вероятности выведут внешнюю политику Штатов в случае победы Трампа в ноябре 2020, обернется эрозией одной из точек опор для прибалтийских элитариев. Именно с ее помощью они монополизировали политическое поле своих стран, а на внешней арене продают услуги по "сдерживанию России", а также препятствуют диалогу между Москвой и Брюсселем.
Параллельно с этим произойдет сокращение финансирования различных грантовых программ для третьих стран.
Правящий класс государств Прибалтики в отличие от предыдущей избирательной кампании в США пока что избегал каких-либо резких заявлений, которые можно было бы трактовать как однозначную поддержку одной из сторон предвыборной гонки. В том числе для того, чтобы иметь в обозримом будущем пространство для маневра и сравнительно благоприятную переговорную позицию с Трампом.
Победа Трампа для правящих Прибалтики является не лучшим вариантом. Хотя, учитывая раскол и поляризацию американских элит вкупе с внутриполитической ситуацией в США, которая неизбежно обострится в ходе подведения результатов выборов, возможно, что официальному Вашингтону и различным американским финансово-политическим группам будет совершенно не до Прибалтики.
И это еще один негативный сценарий для элит Литвы, Латвии, Эстонии, нуждающихся во внешней поддержке и испытывающих иррациональный страх "остаться один на один с Кремлем".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.