Китайский фонд получит миноритарную долю участия, а мажоритарный пакет останется в Финляндии. Известно, что 1/3 средств будет предоставлено в виде собственного капитала, а 2/3 – в форме кредитов.
Планируется, что Китай будет финансировать проект, начиная еще со стадии строительства. Если все будет идти по плану, активная фаза строительства начнется в 2020 году.
Почему КНР так интересны "Тальсинки"? Считается, что туннель между обоими городами мог бы стать частью инфраструктуры для реализации в Европе проекта "Один пояс, один путь", активно лоббируемого Китаем.
Мнения экспертов о том, как к таким инвестициям относиться, расходятся. Так, по мнению экономического эксперта из Эстонии Райво Варе, приход китайских инвесторов ускорил бы процессы и жизнь в регионе.
"Готова ли Европа запустить их с большим проектом на инфраструктурный строительный рынок, еще неизвестно. Понятно, что без таких больших денег подобное строительство невозможно в ближайшие 20-30 лет. И если китайцы готовы, то мы этот туннель получим. Если китайцы не смогут, боюсь, европейский проект затянется на десятилетия", – отметил он.
Экономист Леонид Цингиссер в беседе с Baltnews.ee заявил, что китайские инвестиции нужны как с финансовой, так и с имиджевой точки зрения, чтобы привлечь других инвесторов.
"Видимо, финской компании необходимо было, кроме всего прочего, продемонстрировать серьезность намерений и самого проекта, чтобы поднять ее в глазах других инвесторов, предположим, Европейской Комиссии. Чтобы оттуда ходатайствовать о софинансировании, нужно, прежде всего, показать собственное финансирование", – полагает он.
В то же время эстонский эксперт по Китаю Лесли Лейно считает, что крупные вложения денег со стороны китайцев редко обходятся без помех, проволочек и коррупции. По его словам, ни строительство туннеля, ни фонд Touchstone сейчас не обсуждаются ни в китайском посольстве, ни в МИДе.
"Китай никогда не отличался альтруизмом, цель проекта заключается не в спасении европейцев, а в поиске новых рынков для китайских товаров и повышении своего авторитета", – отметил эксперт.
По его словам, в Азии и Европе есть достаточно примеров ведения дел с Китаем, "когда изголодавшиеся по инвестициям местные [бизнесмены] оказывались в долговом рабстве".
Проект морского туннеля "Таллин – Хельсинки", по которому курсировали бы грузовые и пассажирские поезда, был представлен руководству столицы Эстонии в ноябре 2017 года.
Финские, шведские и эстонские эксперты, изучившие возможности проекта, пришли к выводу, что подводный туннель окупится при условии, что через него будет проходить пересекающая страны Прибалтики европейская железнодорожная колея Rail Baltica.
Кроме того, утверждается, что туннель будет рентабельным, если 40-50% расходов, которые могут составить 9-13 млрд евро, покроют ЕС и оба государства – Эстония и Финляндия, а долги будут возвращены за 35-40 лет.