На днях на ведущем эстонском медиа-ресурсе появилась публикация о высоких ценах на газ в Европе, которые заставят ту самую Европу "снизить зависимость от российского газа". Речь шла об обещании "Газпромом", который сейчас ожидает лицензии для начала поставок по "Северному потоку–2", снизить дефицит газа в Европе.
Это якобы усилило подозрения, что "Газпром" по целому ряду причин способствовал резкому росту цен на "голубое топливо", оставив хранилища незаполненными и тем самым оказав на Берлин давление, чтобы последний дал "зеленый свет" газопроводу, якобы не соответствующему правилам европейского энергетического рынка.
"Знатоками вопроса" выступили экономический обозреватель Deutsche Welle Андрей Гурков и эксперт по энергетической политике аналитического центра E3G Мария Пастухова. Между разглагольствованиями о необходимости снижения зависимости Европы от российского газа во имя стратегической стабильности, надежности снабжения, чего газ якобы не может обеспечить, аккуратненько так вбрасывались высказывания о том, что Россия "манипулирует" ценами на газ и якобы вряд ли сможет обеспечить дополнительные поставки.
На чью мельницу льют воду господа "эксперты"
Стоит отметить, что ни Андрей Гурков, ни Мария Пастухова в принципе не обременены добрыми чувствами по отношению к России. Но это можно было бы простить, ведь настоящего аналитика отличает стремление к объективности в любых условиях. Но люди, на чьих мнениях эстонские СМИ строят свои утверждения о планах Европы, к таким не относятся по определению.
Здесь стоит напомнить, что E3G – надгосударственное образование, которое занимается ускорением глобального перехода к низкоуглеродному будущему путем втягивания в эту программу все новых стран. Офисы так называемого аналитического центра по вопросам изменения климата находятся в Брюсселе, Берлине, Лондоне и Вашингтоне (округ Колумбия, где базируются наиболее влиятельные политические структуры и ведомства США). И возникает в связи этим закономерный вопрос: что мешает в период перехода Европы к более чистым источникам энергии прагматично использовать газ без травмирования экономики кризисами?
Судя по всему, активное лобби определенных интересов все тех же противников "Северного потока–2". Не зря автор публикации отметил в конце материала вероятность попадания в новую правящую коалицию в Германии "Зеленых" и Свободной демократической партии (СвДП), для которых крайне важен вопрос снижения зависимости от российского газа. Пусть и ценой убытков рядовых немцев и немецкого бизнеса.
Газовый кризис, захвативший Европу в виде опустевших хранилищ и высоких цен, конечно, не мог случиться сам по себе – у всего есть свои причины и следствия. Странно, что до сих пор в эстонском мейнстриме аналитики не соизволили проследить, каким образом этот кризис провоцировался на протяжении достаточно долгого времени. А проанализировать стоило бы. Но, видимо, цели объективного рассмотрения проблемы в принципе не стояло.
Как организовали газовый кризис в Европе
Итак, "Северный поток–2" изначально был проектом двух стран – России и Германии. По планам строительства и пуска в эксплуатацию он должен был начать функционировать еще в 2019 году.
В 2016-м в России началось производство труб для газопровода. А в середине лета 2017 года по инициативе Конгресса США был принят закон CAATSA ("О противодействии противникам Америки посредством санкций"). В декабре того же года помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл оповестил мир о том, что Вашингтон работает со своими европейскими союзниками по вопросу противодействия созданию трубопровода "Северный поток–2".
В марте 2018-го в американском Сенате зазвучали призывы к блокировке реализации проекта "Северный поток–2" и были сформулированы "политкорректные" объяснения: "Осуществление проекта угрожает "американским союзникам и партнерам в Европе еще большим злонамеренным влиянием со стороны Москвы", "Северный поток–2" "подорвет" экономику Украины и других стран в Центральной Европе, через территорию которых осуществляется транзит газа".
Вассалы США взяли под козырек. В частности – бывший тогда президентом Украины Петр Порошенко заявил, что целью газопровода якобы является уничтожение Европы. Он опубликовал свой опус именно в Германии – в немецком издании Frankfurter Allgemeinе.
Тогда же Польша пыталась давить на Германию, связывая газопровод с делом Скрипалей. Страны Балтии, Румыния, Венгрия также выступали на стороне противников проекта.
А в декабре 2019 года строительство подводного участка трубопровода (при готовности в 93,5%) все же было приостановлено из-за санкций США в отношении иностранных компаний, занятых в прокладке труб. На протяжении всего 2020 года осуществление проекта было фактически парализовано.
Внимание, вопрос: кто-нибудь анализировал, какие убытки несли все участники проекта в связи с задержками в согласовании документации по этапам проекта, остановкой строительства газопровода, простаиванием техники, сдвигами сроков? А как это повлияло на всю отрасль и смежные области?
Вспомним, как во время поставок газа из России в Европу через Украину часть голубого топлива странным образом не поступала к адресату или поступала с опозданием. Любой рядовой биржевой трейдер знает, что дефицит сырья и даже угроза еще только возможного дефицита сразу же провоцирует рост цен. Одним словом, убытки в газовом секторе Европы от подобных инициатив США и их "партнеров" никто подсчитывать, а тем более афишировать, видимо, не собирается.
Что же касается запасов газа в Европе, то, конечно, погода в 2021 году повлияла на опустошение газовых хранилищ. Тем более при отсутствии дополнительных поставок, которые могли бы осуществляться уже года полтора назад – если бы тогда препятствий "Северному потоку–2" не чинили.
Цель – не преодолеть кризис, а лоббировать интересы
"Северный поток–2" был завершен уже в июне этого года. На дворе – октябрь, а необходимые для начала работы газопровода согласования все никак не достигнуты. Подчеркну, не по вине России.
Пока Европа занимается бюрократией, Управление энергетической информации Минэнерго США рапортует о росте американского экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в первом полугодии текущего года на 42% в годовом выражении – до 9,6 млрд кубических футов в сутки. Этому способствовали высокие цены на газ на фоне повышенного спроса в Азии и Европе. Во втором полугодии эта тенденция продолжилась.
Более того, в Штатах готовятся заработать на европейском газовом дефиците и грядущей зимой. Что особенно забавно в этой ситуации – количество буровых установок на сланце в стране увеличилось. Это в то время, когда Европа активно, даже в ущерб благополучию собственного населения, переходит на "зеленую" энергию.
В частности, Эстония уничтожает свою сланцевую промышленность и "под ручку" с балтийскими соседками фанатично борется против "неправильной" энергии с Белорусской АЭС – также в ущерб кошелькам своих жителей.
Ну, и наконец активисты "зеленого" перехода используют громкие высказывания и ничем не подтвержденные утверждения, вроде тех, что приведены в начале материала, чтобы "Северный поток–2" не смог работать, или смог только в половину своих возможностей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.