Пока одни европейские страны вроде Польши или балтийских государств исправно соблюдают условия третьего энергопакета ЕС, запрещающего использовать единственного поставщика для одного трубопровода якобы ради диверсификации, другие спокойно заключают контракты с "Газпромом".
Российский газовый холдинг подписал с венгерской MVM CEEnergy Ltd. два долгосрочных контракта на поставку газа до конца 2036 года. Кстати, сделали они это открыто, в отличие от Литвы, которая закупала СПГ у России сначала до весны 2020 года, а потом уже регулярно.
На церемонии подписания договора в Будапеште присутствовали зампредседателя правления, гендиректор "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова и министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто.
Все это говорит о том, что далеко не каждая страна Евросоюза готова исправно следовать антироссийской повестке в своей внешней и внутренней политике. Более того, многие из них даже готовы пренебрегать, казалось бы, важнейшим указанием наднациональных структур ЕС – стремлением к диверсификации импорта газа.
Впрочем, иногда "хулиганят" даже страны Восточной Европы, от которых никто ничего такого и не ждет. Таких, как Литва.
Венгерский "шаблон" работает для всех
Согласно подписанному "Газпромом" и MVM CEEnergy Ltd контракту, российская сторона будет поставлять 4,5 млрд кубометров "голубого топлива" в год в течение 15 лет. 3,5 млрд кубометров из этого объема, кстати, будет прокачиваться в Венгрию не через Украину, как это было раньше, а через Сербию (по "Турецкому потоку"), а еще 1 млрд – из Австрии. Новое соглашение вступает в силу с 1 октября 2021-го года. В контракте также прописана возможность изменять условия через 10 лет.
В МИД Украины ожидаемо осудили такой контракт, ведь он де-факто лишает Киев серьезного объема транзита газа, идущего из РФ в Европу. Политики из Украины даже пообещали обратиться в Еврокомиссию (ЕК), чтобы она "дала оценку новому контракту, который, по мнению МИДа, будет иметь существенное влияние на энергетическую безопасность Старого света.
Однако Будапешт это, видимо, особо не беспокоит. Он обеспечил себя самым главным – долгосрочным контрактом на газ, цена на который не будет скакать, как на спотовом рынке последние 2 года (в 2020-м стоимость сильно упала, а с 2021-го неуклонно растет и бьет рекорды). На фоне этого недовольство Киева или Брюсселя уже не настолько важно.
По словам главного директора по энергетическому направлению "Европа" Института энергетики и финансов Алексея Громова, правительство Венгрии не особо-то и нарушило требования Брюсселя о диверсификации импорта природного газа, впрочем, как и положения третьего энергопакета ЕС.
Наоборот, она закачивает газ и на границе с Сербией, и на границе с Австрией – чем не диверсификация? Другой вопрос, что углеводороды по своему происхождению являются продуктом одного и того же экспортера – "Газпрома".
"У руководства Венгрии, по сути, не было выбора. Серьезной альтернативы российскому поставщику на европейском рынке, если мы говорим о трубопроводном газе, попросту нет. Азербайджанский импорт не такой большой по масштабам, как хотелось бы, норвежское "голубое топливо" далеко, да и покупателей столько, что оно до Венгрии не дойдет. Закупать СПГ Венгрия в силу географических причин – отсутствия выхода к морю – не может", – поделился мнением эксперт.
Алексей Громов подчеркнул, что Будапешт действует с точки зрения прагматизма. Даже длительность контракта в 15 лет не случайна.
Именно к 2035 году, когда он истечет, Евросоюз может в соответствии с положениями "зеленой сделки" массово начать отказываться от природного газа. Правительство Венгрии в это время посмотрит, действительно ли сработает на практике декарбонизация или нет, после чего будет приниматься решение о продлении контракта или прекращении поставок.
"Я бы не назвал политиков или бизнес в этой восточноевропейской стране какими-то особо хитрыми или двуличными. Практически все страны в Европе, даже те, чьи правительства раскручивают антироссийскую повестку, очень быстро отодвигают политику на второй план, когда истекают контракты по импорту газа и надо заключать новые. Документы подписывают, после чего опять возвращаются к скандалам и расследованиям против РФ… а газ качать продолжают", – отметил Алексей Громов.
"Мы не видим сегодня таких же прецедентов, как и с Венгрией, не потому, что все в едином порыве готовы слушать рекомендации Брюсселя о диверсификации и настолько не любят Россию. Просто в ближайшие пару лет ни у кого контракты с "Газпромом" не заканчиваются (не считая Польши, которая, пожалуй, в этом правиле исключение). Когда нужно будет договариваться о новых долгосрочных поставках, поверьте, руководство большинства стран ЕС резко станет прагматиками", – уверен эксперт.
Россию ругай, но от газа не отказывайся
Принцип "кричи о вредности газа из РФ, а сам его тихонько покупай" работает в Евросоюзе уже достаточно давно, причем он касается даже балтийских стран. Самый яркий пример –Литва.
Правительство этого государства с 2014 года использует СПГ-терминал в Клайпеде, чтобы приобретать у США и Норвегии сжиженный газ (который явно дороже трубопроводного). Но при этом уже через несколько лет балтийская республика стала импортировать СПГ, который приходил в Клайпеду из российского Высоцка в Ленинградской области. С весны 2020 года такие поставки уже перестали всячески скрывать и даже сделали регулярными.
Газовые амбиции. Скоро Литва откроет новый газопровод >>>
Безусловно, суда из РФ отгружали (и продолжают делать это сейчас) не слишком большие партии СПГ – примерно по 10 тысяч кубометров, а танкеры из Америки привозят по 120 тысяч кубометров.
Однако из США таких поставок (за всю историю работы терминала в Клайпеде) насчитывается около 20, причем большая часть из них была в 2020 году, когда стоимость СПГ была рекордно низкой, а вот закупки российского сжиженного газа осуществляются намного чаще и регулярнее, что в итоге делает общий объем закупок из РФ больше. Это позволяет говорить о том, что Литва прочно "подсела" с одной зависимости российских углеводородов на другую.
Еще одно свидетельство прагматизма, который "подвинул" политику – инициатива руководства балтийской страны в 2015 году, когда, кстати, на Россию обрушился целый вал санкций Запада. Тогда представители литовской АВ Amber Grid спокойно и без скандалов сами предложили "Газпрому" подписать новый контракт на транзит российского газа через Литву в Калининградскую область. Документ заключили о прокачке 2,5 млрд кубометров в год на 10 лет.
А цены-то кусаются: Литва не может принять свой энергетический провал >>>
Политики Эстонии годами уверяли, что нужно освободиться от зависимости к российским углеводородам. Ради этих целей даже был построен газовый трубопровод-интерконнектор с Финляндией, из которого балтийская страна закупает "голубое топливо".
Правда, в Финляндии нет добычи газа, его она закупает у РФ, а значит, Эстония де-факто приобретает тот же российский газ, но просто через посредника. Однако Таллин, видимо, не сильно это беспокоит. На бумаге ведь диверсификацию соблюдаем, верно?
Другие европейские страны действуют, когда им это действительно нужно, еще более открыто и в больших масштабах. К примеру, в 2018 году австрийская компания OMV (крупнейшая в Центральной Европе) продлила долгосрочный контракт на поставку 6,9 млрд кубометров газа в год с "Газпромом" до 2040 года. Это при том, что в тот момент договоренность даже не истекла по сроку давности (документ о поставках должен был действовать до 2028 года).
Примерно также действуют и другие крупные государства Евросоюза. У немецкой Uniper и итальянской ENI контракты с "Газпромом" (общая сумма прокачки – 50 млрд кубометров) заключены до 2035–2036 годов.
В беседе с Baltnews гендиректор ООО "НААНС-МЕДИА", доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС при Президенте РФ Тамара Сафонова подчеркнула, что объемы импорта российского газа в Европу в долгосрочной перспективе будут зависеть от степени реализации странами ЕС принятых программ по декарбонизации.
"В настоящее время мы наблюдаем неопределенность относительно "зеленой" повестки, которую пытается реализовать Старый свет. Нормативные акты, принимаемые каждой страной в ЕС, предполагают как разные ограничительные меры по обороту автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, так и целевые значения по вводу мощностей ВИЭ", – объясняет эксперт.
"На примере Великобритании мы видим, как соединилось сразу несколько факторов: рост цен на нефть, сокращение мощностей НПЗ, падение рентабельности производства топлива, желание правительства поддерживать именно "зеленую", а не традиционную энергетику, ограничения на въезд в страну водителей из других стран, обеспечивающих транспортировку нефтепродуктов автомобильным транспортом. Итог – на заправках в Великобритании острый дефицит моторного топлива", – объясняет Тамара Сафонова.
Газовый рынок ЕС тоже столкнулся с дефицитом, что отчасти было спровоцировано политикой декарбонизации. При этом, отметила Тамара Сафонова, еще недавно мир направил свои усилия на борьбу с профицитными рынками углеводородов.
На фоне риторики о борьбе с углеродным следом в текущем 2021 году вырос импорт российского газа, угля, стабилизировались поставки нефтепродуктов из России.
"На фоне сокращающихся "неэкологичных" мощностей по нефтепереработке в Европе падает и потребление российской нефти (за 8 месяцев 2021 года потери составили 8%). Но при этом оказалось, что в 2021 году потребление российского угля, газа и нефтепродуктов приоритетнее переработки нефти на территории стран Евросоюза", – резюмировала гендиректор ООО "НААНС-МЕДИА".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.