В прошлом году Польша была одним из главных противников России в вопросах энергетики. Антимонопольный регулятор страны (UOKiK) предъявил иски "Газпрому" в рамках расследования по строительству "Северного потока–2", нефтегазовая компания PGNiG потребовала от российского поставщика пересмотра цен на газ и компенсации за переплаты по поставкам через трубопровод "Ямал – Европа".
"Газпром" и его европейские партнеры не раз подчеркивали, что в большинстве случаев претензии Польши не имеют ничего общего с действительностью. В Москве отмечали, что зачастую Варшава руководствуется своей антироссийской риторикой даже в энергетических вопросах.
Baltnews попросил эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова рассказать, каких новых ударов можно ждать от Польши в 2021 году:
"Я думаю, что продолжатся взаимные претензии сторон по искам, которые были обозначены в 2020 году. Напомню, что Польша, как только мы завершили предыдущее судебное разбирательство, когда они были недовольны "газпромовской" ценой на газ, сразу подала новый иск и просила пересмотреть цену задним числом за новый период. "Газпром" подал встречное предложение о том, что в определенный период торговли газ по "Ямальскому контракту" был дешевле, чем на спотовом рынке".
"Поскольку Варшава сама всегда указывала, что спотовый рынок – это образец со справедливыми ценами, и к ним нужно стремиться, то российская компания, логично, использует польский же аргумент о "святости" спотового рынка для того, чтобы цены поднять. Отмечая, что раз там цены правильные, а наши были дешевле, тогда давайте поднимем цены, иначе это несправедливо к поставщику. Этот спор будет продолжаться еще долго. Не исключено, что стороны будут спорить, даже когда закончится контракт: задним числом требовать друг от друга пересчета средств, которые отдавали", – отметил Юшков.
Тем не менее в 2021 году Польше придется определять свое энергетическое будущее.
"Полякам надо будет решить, увеличивают ли они мощность приема терминала в Свиноуйсьце, будут ли они строить второй приемный терминал сжиженного природного газа (СПГ) в стране. Потому что пока перспективы заполнения трубы Baltic Pipe все более и более туманные: они не могут найти газ, чтобы заполнить ее на 10 млрд кубометров к 2022 году, когда заканчивается контракт с "Газпромом". Поэтому здесь, я думаю, конфликты наши будут продолжаться, но для поляков ситуация становится все более безвыходной. А ведь они постоянно заявляют об альтернативе российскому газу, но найти ее сложно, несмотря на широкие предложения на газовом рынке. Потому в 2021 году им надо уже совсем определяться: либо строить, либо отказываться от антироссийской риторики в плане поставок газа", – заключил Юшков.