"Взрывная волна" проблем американского сланца движется в сторону Прибалтики

Карьер по добыче сланцев
© Sputnik /

Илья Круглей

Еще один американский "сланцевый гигант" признал, что не справляется с долгами. Банкротство компаний США в нефтегазовом секторе превращается в тенденцию. Это может отразиться не только на поставках "черного золота", но и на торговле СПГ, причем даже в Прибалтике.

Американская компания Chesapeake Energy подала заявление о банкротстве и попросила о защите для реструктуризации задолженности. Речь идет о корпорации, которая специализируется на добыче сланцевой нефти в Соединенных Штатах. Напомним, это уже не первое "падение" гиганта из такой отрасли. К примеру, 1 апреля в США обанкротился первый крупный производитель сланцевой нефти – Whiting Petroleum. Не смогла справиться с проблемами и California Resources.

В конце мая стало понятно, что подобные случаи – это уже тенденция, а не отдельные проблемы конкретных компаний. В международном энергетическом агентстве (МЭА) заявили, что затраты на добычу сланцевой нефти в 2020 году в США сократятся на 50% по сравнению с прошлым годом на фоне COVID-19. Есть и другая проблема.

"В 2020 году наблюдается значительное падение инвестиций в энергетике – более чем на 25% по сравнению с 2019 годом, в основном из-за нефтегазового сектора", – говорится в докладе МЭА.

Значит ли это, что после банкротства "сланцевых титанов" позиции американских углеводородов на мировых рынках пошатнутся? Могут ли проблемы в энергетике США, к примеру, отразиться на поставках другого типа топлива – сжиженного газа, скажем, в Прибалтику?

Шахта по добыче сланца
Sputnik / Алексей Даничев
Шахта по добыче сланца

Проблемы американской нефтянки все серьезнее

Сообщения о том, что Chesapeake Energy готовит заявление о потенциальном банкротстве, поступали ранее от агентства Bloomberg и других ведущих изданий США. В некоторых масс-медиа даже напоминали о том, что проблемы у компаний начались еще до пандемии.

"Если речь идет о кратко- и среднесрочной перспективе по добыче нефти, то США облажались. Это не из-за коронавируса. Количество буровых установок в стране начало снижаться за 15 месяцев до того, как кто-либо услышал о COVID-19", – пишет нефтяной эксперт и геолог Арт Берман в журнале Forbes.

Как рассказал Baltnews аналитик инвестиционной компании QBF Александр Алексеевский, переход Chesapeake Energy к процедуре банкротства является очередным сигналом того, что американские компании, добывающие сланцевую нефть, испытывают серьезные проблемы из-за низких цен на "черное золото".

"В текущем году уже более 15 компаний из сланцевой отрасли США начали процедуру банкротства. При этом на фоне сохранения нефтяных котировок вблизи $40 за баррель количество банкротств американских сланцевых компаний, вероятно, продолжит увеличиваться.

Правда, Chesapeake Energy представила план реструктуризации, рассчитывая сократить свою задолженность на $7 млрд. Вполне вероятно, что корпорация надеется на 11-й Кодекс США о банкротстве, который предполагает реорганизацию бизнеса компании", – считает эксперт.

Аналитик подчеркивает, что сохранение относительно низких цен на нефть вынуждает американские компании, в первую очередь сланцевые, сокращать добычу "черного золота". Однако основное снижение объемов добываемой нефти в США, возможно, уже состоялось.

"Согласно данным EIA, за неделю с окончанием 19 июня текущего года на территории США добывалось 11 млн баррелей нефти в сутки. При этом в 2020–2021 гг. агентство прогнозирует среднюю добычу нефти в США на уровне 11,7 млн и 10,9 млн баррелей в сутки соответственно", – рассказал Александр Алексеевский.

Причина не только в цене или коронавирусе

Как уверены аналитики из нидерландской компании ShaleProfile Analytics, США уже в ближайшем времени недосчитаются трети сланцевой отрасли. У добытчиков такого типа "черного золота" есть еще одна проблема. В норвежской консалтинговой компании Rystad Energy недавно сообщили, что в первом квартале 2020 года американские производители сланцевой нефти списали активы на $38 млрд.

Но справедливости ради надо кое-что уточнить. Списание активов – это головная боль владельцев "проблемных" компаний, а не всей отрасли США. Месторождение и скважины, когда нефтедобытчик попадает в трудную ситуацию, необязательно должны закрываться. Их всегда может выкупить более крупный игрок, который способен добывать сланцевую нефть при цене в $40 за баррель и не нести от этого убытки.   

Февраль 2020 года показал, что $50 за баррель – это предел для небольших американских компаний. Именно в этот месяц рост сланцевой добычи в США остановился. Теперь, похоже, самые "живучие титаны" этой отрасли будут скупать месторождения у мелких игроков. Кто именно и в каких объемах? Пока сказать трудно. Вероятнее всего, это будут компании, у которых есть свои нефтеперерабатывающие заводы (или контракты с теми, кто ими обладает), которые могут работать с тяжелой нефтью. Напомним, сланцевая добыча производит, как правило, именно такой тип углеводородов.

Как отметил персональный брокер "БКС Брокер" Аяз Вильданов, долговая нагрузка американских производителей была высокой и до пандемии.

"Сланцевым игрокам постоянно требуются инвестиции в разведку и бурение новых скважин из-за быстрого истощения старых. Кроме того, разработка сланцевых нефтегазовых месторождений наносит вред окружающей среде. Из-за этого все чаще поднимается вопрос о том, чтобы запретить такой тип добычи", – напоминает эксперт.

Все это говорит о том, что проблемы "сланцевиков" появились не только из-за низкой цены на нефть. Отчасти виновна экономическая система США, ведь ее нефтегазовая отрасль работает по шаблону, при котором самая трудная работа всегда достается "первопроходцам" – мелким компаниям, а затем на сцену выходят крупные корпорации.

Другой вопрос, что такие американские гиганты не станут хаотично добывать сланцевую нефть. У них, в отличие от мелких компаний, не стоит цель – извлечь как можно больше углеводородов и транспортировать их из бассейна Permian в Техасе к побережью Мексиканского залива. Корпорации США прекрасно понимают, что довезти нефть до порта – это только половина дела. Нужно еще найти покупателя, причем такого, который откажется от своих прежних поставщиков.

Такая проблема, кстати, преследует и американских производителей СПГ, ради которых в Европе  строятся терминалы. В Польше и странах Балтии уже действуют такие объекты. Вот только они крайне редко покупают углеводороды у США. Иногда даже не брезгуют приобретением СПГ у российского "Новатэка". Впрочем, не торопится с покупками и остальная Европа. Как пишет Reuters, Евросоюз откажется от 40–45 запланированных на август грузов сжиженного газа из США.  

Повлияет ли это на импорт энергоносителей Прибалтики?

В целом, проблемы в нефтегазовом секторе Соединенных Штатов решаемы. Другой вопрос, что сланцевая добыча может переродиться во что-то новое. Мелкие компании уйдут в небытие, инициативу возьмут "гиганты".

Как считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, в США уже сейчас идет укрупнение компаний за счет поглощения более мелких или крупных, но с большой долговой нагрузкой.

"Американские сланцевики пользуются ситуацией, когда члены ОПЕК+ сокращают добычу. Это приведет к тому, что США увеличат свою долю на глобальном рынке нефти, подвинув конкурентов. Спрос на нефть упал очень серьезно и восстанавливаться будет долго, поэтому усиление конкуренции гарантировано. Из-за этого американские поставщики СПГ могут попытаться постепенно нарастить долю в странах Балтии", – уверен эксперт.

Впрочем, терминал в литовской Клайпеде за все время своего существования принял только 6 партий сжиженного газа из США. Лояльность балтийских стран, как оказалось, не стала гарантом полного отказа от трубопроводного "голубого топлива" и использования исключительно американского СПГ. Латвия, Литва и Эстония, конечно, будут покупать сжиженный газ у Америки, но при этом не откажутся от аналогичных поставок и из других стран.

Терминал сжиженного природного газа в Клайпеде
Терминал сжиженного природного газа в Клайпеде

Более подробно об этом рассказал замдиректора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО и специалист в области топливно-энергетического комплекса Игбал Гулиев.

"В газовой отрасли США сейчас очень сложная ситуация. Диапазон безубыточности с учетом капитальных затрат для сектора разведки и газодобычи (upstream) составляет в среднем 2–2,5 долларов за млн БТЕ, тогда как уровень цен с начала 2020 года держится на уровне 1,7–1,9 долларов за млн БТЕ.

Значительные объемы задолженности сланцевых производителей могут повлечь за собой ухудшение финансового состояния смежных отраслей, в том числе крупных энергосервисных и трубопроводных компаний", – рассказывает эксперт.

Игбал Гулиев подчеркивает, что доля американского СПГ на спотовом рынке постепенно снижается. По данным агентства Bloomberg, продажи сжиженного газа из США стали настолько убыточными, что, например, в июле клиенты откажутся от 60% поставок СПГ из США.

Привлекательные цены на сжиженный газ на мировых рынках способствуют увеличению объемов закупок СПГ странами Балтии. С начала 2020 года объем американских поставок на терминал Independence в Клайпеде составил 162 млн куб. м, что сопоставимо с объемами экспорта российского трубопроводного газа.

"В текущем году Литва увеличила объем закупок сжиженного газа в три раза, что составило более 800 млн куб. м на начало июня. Большую часть СПГ, около 500 млн куб. м, Вильнюс получил по контрактам из Норвегии. Объемы поставок российского СПГ с завода "Криогаз-Высоцк" компании "Новатэк" составили 120 млн куб. м.

Основная доля приобретаемого Литвой СПГ используется для внутреннего потребления: поставки регазифицированного топлива в соседние Латвию, Эстонию и Финляндию в 2020 г. составили всего 48 млн куб. м.

Но несмотря на то, что три страны создали единый рынок газа, его более чем на 90% обеспечивает "Газпром". Конкурентоспособность американского СПГ для стран Балтии, на мой взгляд, намного ниже, чем у российского СПГ", – объясняет замдиректора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО.

Он также подчеркнул, что главными преимуществами российского сжиженного газа являются относительно низкая себестоимость и малое транспортное плечо. Кроме того, основной объем потребления в Прибалтике все равно приходится на трубопроводный газ.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме