Еще в конце 2019 года Европейская комиссия (ЕК) провозгласила курс на достижение климатической нейтральности к 2050 году. Европейский инвестиционный банк объявил, что уже с 2022 года не будет поддерживать какие-либо проекты, связанные с углеводородами – в том числе и с природным газом.
Эстонии это грозит закрытием сланцевой промышленности и потерей тысяч рабочих мест. Так, представитель правления концерна Viru Keemia Grupp Ахти Асманн заявил, что 125 млн евро, предусмотренные Евросоюзом для реорганизации сланцевой промышленности, – попросту недостаточная сумма.
Она никак не компенсирует потерю доходов от этого вида энергетики в Эстонии. Еще в прошлом году сланец принес стране около 120 млн евро дохода в виде одних налогов.
"Государство может зарабатывать такую же сумму в течение следующих 30 лет каждый год. Если это умножить на 30, то получится 3,6 млрд евро", – добавил Асманн, подчеркнув, что сократить выбросы до нуля все равно не удастся, а политики возлагают напрасные надежды на достижения науки.
Позиция правительства
Еврокомиссар по энергетике от Эстонии Кадри Симсон заметила, что 125 млн евро являются дополнительным дотациями из еврофондов на следующие семь лет. Сюда добавятся уже утвержденные ранее выплаты, а также самофинансирование из госказны в размере 45%.
"Около 500 млн евро помогут в первую очередь Ида-Вирумаа разработать план, чтобы создать рабочие места в промышленности, не вредной для климата", – сообщила она.
Политики считают, что эти средства пойдут на переориентацию сланцевого сектора в более экологическое русло. Также подразумевается создание новых рабочих мест, например, в ветроэнергетике. При этом отказываться от сланца не стоит, считает министр экономики и коммуникации Таави Аас.
"Самый неэффективный способ использования сланца – это его сжигание ради получения электроэнергии. Сланец – очень ценный ресурс. Например, произведенное из него масло может храниться долгое время. Международные исследования показали, что спрос на такое топливо продержится до 2040 года", – обратил внимание он.
Деньги от Европы Эстония не сможет использовать на строительство заводов по изготовлению сланцевого масла, поскольку это тоже противоречит "Зеленому курсу". Но, по утверждению Таави Ааса, сама промышленность не исчезнет.
Взгляд извне
"Зеленый курс" может обезглавить Ида-Вирумаа. Кроме того, Эстонии, возможно, и не стоит полностью переходить к курсу на электрификацию, как того требует Европа.
Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль считает, что курс на электрификацию и отказ от "вредящего" топлива – разговор не этих дней:
"Об этом стоит поговорить лет через сто. Мне кажется, только тогда появятся такие возможности. Ведь для того, чтобы полностью перейти на электроэнергию, нужно ее из чего-то "образовать". А в нужных объемах от ветра и солнца мы энергию пока получить не можем. Но это с одной стороны".
С другой стороны, пока еще все эти "экзотические" виды достаточно финансово затратные. Об этом говорил и наш президент [РФ Владимир Путин]. Поэтому немцы совершено справедливо считают, что использование газа – это, пожалуй, наиболее "зеленый" источник, в отличие от всех остальных. Да и выбросы, когда мы используем газ, значительно меньше. Особенно наш, российский, где 97-98% – это просто метан" – заявил Геннадий Шмаль.
Помимо альтернативы топливу, перед Эстонией остро стоит проблема создания рабочих мест на сланцевых предприятиях.
Местные предприниматели напоминают, что бюджет страны активно наполнялся засчет производства сланца. Теперь же Эстония останется без дополнительных денег, а потерявшие работу долгое время не смогут найти себе альтернативную занятость. Поэтому проблема отказа от сланца – очень серьезная для Эстонии. Правительству будет не обойтись без продуманного плана действий.