Победителей не будет: вступление Финляндии и Швеции в НАТО – конец спокойной жизни Балтики

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (в центре) и министры иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто (слева), Швеции Анн Линде (справа) во время пресс-конференции в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, 24 января 2022 года
© AP Photo / Olivier Matthys

Алексей Языков

Присоединение финнов и шведов к НАТО резко снизит уровень безопасности на Балтике и увеличит риски военного конфликта из-за большей концентрации сил.

Возможное вступление Швеции и Финляндии в НАТО полностью изменит ситуацию в сфере безопасности Балтийского региона и вынудит Россию усилить военное присутствие в регионе. Так считает финский президент Саули Нийнисте, который уверен, что россияне пойдут на создание новых военных баз и наращивание численности своих сил на берегах Балтики.

И он, вероятнее всего, прав: относительно спокойная жизнь населяющих регион народов может вскоре закончиться.

"Мы, безусловно, увидим, как Россия группирует или, возможно, создает новые базы, [размещает] военный персонал, а также оружие в этом районе", – заявил финский президент в интервью газете Ilta-Sanomat. Нийнисте полагает, что к моменту его запланированного государственного визита в Стокгольм 17–18 мая обе страны уже определятся с окончательным решением относительно членства в НАТО.

Единства мнения ни в Хельсинки, ни в Стокгольме пока нет, но весы явно клонятся в сторону нового расширения НАТО на восток, к границам России. А значит в регионе будет больше войск, больше самолетов и кораблей, больше нервничающих людей и больше возможностей случайных конфликтов.

В Брюсселе же генеральный секретарь военного блока Йенс Столтенберг торопит события, заявляя, что и шведы, и финны будут приняты в ускоренном порядке, поскольку, как можно понять, ни одна из уже состоящих в альянсе стран не выскажется против. Недавние возражения Хорватии, как предполагается, будут без труда преодолены.

Напомним, ранее хорватский президент Зоран Миланович выступил против членства Финляндии и Швеции в НАТО до разрешения вопросов на Балканах, в первую очередь – изменения избирательного законодательства Боснии и Герцеговины в интересах боснийских хорватов. Миланович указал также, что не он принимает решения, но считает новое расширение блока "опасным шарлатанством".

"Втягивать в это Финляндию, которая в 50 километрах от Санкт-Петербурга, думаю, что это – опасное шарлатанство. Однако, мы не можем сказать "нет", ведь нам Финляндия важнее Хорватии и хорватов в БиГ, да?", – саркастично заявил хорватский президент журналистам.

"Что касается меня, пусть вступают в НАТО, пусть тыкают разъяренного медведя ручкой в глаз. Но пока не решится вопрос избирательного законодательства в БиГ, пока американцы, англичане и немцы не заставят Сараево и [лидера правящей Партии демократического действия, SDA] Бакира Изетбеговича в следующие полгода изменить закон о выборах и не дадут хорватам основные права, Сабор (парламент Хорватии – прим. Baltnews) не смеет ратифицировать ничье вступление в НАТО", – добавил он.

Но почему-то думается, что ни хорватский Сабор, ни какие-либо иные лидеры и парламенты стран НАТО не станут возражать против присоединения Швеции и Финляндии, когда и если те сами примут такое решение. Многие в военном блоке, переживающем период "возрождение" в связи с появлением "очевидного потенциального врага" в лице России, считают новое расширение НАТО на восток принципиально важным и политически значимым шагом, своеобразной демонстрацией намерений и единства.

С военной точки зрения, присоединение Финляндии с ее тысячекилометровой границей с Россией и выигрышным рельефом, близостью к Петербургу и иным стратегически важным промышленным центрам создает для НАТО очень значимые преимущества. А в Таллине уже прикидывают, как финские истребители станут прикрывать небо Эстонии.

Швеция и Финляндия торопятся принять сторону "победителя"

Собственное, родное, можно сказать, воодушевление воинствующих эстонцев, некоторые из которых, к сожалению, испытывают чуть ли не генетический страх перед Россией и русскими, теперь подпитывает еще и "проНАТОвский" настрой Финляндии. Ну раз уж финны решили отказаться от своего традиционного нейтрального статуса, то дело совсем плохо, рассуждает, вероятно, эстонец, озабоченный гипотетической угрозой российской агрессии.

Финско-шведский феномен, кстати, заслуживает особого внимания. На протяжении нескольких десятилетий шведы и особенно финны вполне благополучно жили в непосредственной близости к Советскому Союзу, возглавлявшему могучий военный Варшавский пакт, и даже думать не хотели о членстве в Североатлантическом альянсе. А картина была куда тревожнее и опаснее нынешней.

Два враждующих лагеря, вооруженные до зубов всем, чем только можно (и нельзя) примерно равной силы, многие годы балансировали на грани военного конфликта и вели прокси-войны в Азии, Африке и Латинской Америке. Беда могла случиться в любой момент, но шведы и финны наотрез отказывались присоединиться к более близкому им по менталитету и ценностям семейству стран НАТО. А вот теперь готовы уступить давлению военной составляющей "коллективного Запада", что заставляет задуматься о причине такого резкого поворота в политике и мышлении.

Возможно, один из ответов на этот вопрос может показаться самим шведам и финнам оскорбительным. Но следует признать, что в годы противостояния двух лагерей их сдерживала неуверенность в том, кто может одержать верх. Сейчас же НАТО настолько сильнее России, что исход потенциально возможного военного конфликта у западных экспертов не вызывает сомнений. Иными словами, Стокгольм и Хельсинки выбирают сторону предполагаемого победителя. И прилагаемый к этому решению риск непосредственного участия в ядерном конфликте в этом смысле для них ничего не меняет.

Москва в случае полномасштабного столкновения и угрозы существованию страны неизбежно применит ядерное оружие, которое отбросит Запад "в каменный век", но его ответ Россию, вероятнее всего, уничтожит полностью как государство (так же, как и пограничные ей страны Балтии, если здесь кто-нибудь этого не понимает).

Последствия ядерной катастрофы не минуют ни одну европейскую страну (за исключением, вероятнее всего, Ирландии). Так что Финляндии и Швеции, будь они нейтральными или нет, тоже достанется если не прямо, то косвенно (разница заключается лишь в скорости вымирания выживших). Иными словами, победитель в гипотетическом столкновении как бы очевиден, а последствия в любом случае окажутся трагическими. В логике сторонникам присоединения к НАТО не откажешь, ну а мораль – понятие субъективное.

В Хельсинки уже прикидывают, как "обустроить" Аландские острова

Тем временем в Хельсинки, где окончательное решение, как отметил президент Нийнисте, пока еще не принято, уже подумывают о возможности лишить России ее права "досмотра" Аландских островов, имеющих давний демилитаризованный статус. Спикер парламента Финляндии Матти Ванханен из Центристской партии недавно высказался в том духе, что членство в НАТО позволит финнам лишить российских военных права "досматривать" острова, занимающие стратегически важное положение у входа в Ботнический залив между Финляндией и Швецией.

Демилитаризованное и нейтральное положение архипелага, состоящего из тысяч островов, восходит к Парижскому мирному договору после Аландской войны в 1850-х годах и было возобновлено в Женевском соглашении 1921 года. Третье соглашение, определяющее статус Аландских островов, подписано в 1940 году, и в соответствии с ним, Советскому Союзу (следовательно, ныне России, правопреемнице СССР) было предоставлено право военного наблюдения в этом районе. Теперь в Хельсинки сомневаются, сохранят ли острова свой статус, тем более что Финляндия имеет право и обязанность защищать этот район.

Министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто, поддержанный его шведской коллегой Анн Линде, заявляет, что статус демилитаризованной зоны на островах будет сохранен и в случае подачи Финляндией заявки в НАТО. Но после присоединения финнов к военному блоку они, вероятнее всего, утратят право исключительно самостоятельно решать вопросы безопасности. Положение островов слишком важно, чтобы они остались без пристального внимания военного блока и, прежде всего, США.

Новые, намного более острые, чем до сих пор, проблемы во взаимоотношениях между странами региона в случае вступления Финляндии и Швеции в НАТО неизбежны. Уровень безопасности снизится, а не вырастет, как, возможно, полагают в Хельсинки и Стокгольме.

Тем более, что Москва так и не получила убедительный ответ на заданный ею в недавнем прошлом вопрос об отношении, в том числе и стан Балтийского региона, к принципу равной и неделимой безопасности, обусловленному, в частности, Хартией европейской безопасности ОБСЕ. Расширение рассматривающего Россию в качестве врага НАТО за счет Финляндии и Швеции вопреки положениям этого документа снижает уровень безопасности России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме