"Плохому танцору ноги мешают", а Эстонии мешает война на Украине

У стенда с перечнем вакансий на ярмарке труда

Ежедневно в Эстонии обозначаются новые проблемы, которые так или иначе связываются с военными действиями на Украине. На сей раз речь идет о рынке труда.

Во вторник, 21 июня, эстонские мейнстримные СМИ сообщили о возможных сложностях на местном рынке труда, в которых окажется повинна "развязанная Россией война".

В новости утверждается, что "несмотря на нехватку рабочей силы в сфере услуг, ситуация на рынке труда сбалансировалась", но именно указанная война может изменить с трудом достигнутый баланс. Далее приводятся цифры Кассы по безработице: на пике пандемии в Эстонии было более 57 000 безработных, сегодня их 45 000 человек. И отмечается, что желающие получить работу находят ее даже в Ида-Вирумаа и Валгамаа, где традиционно уровень безработицы достаточно высок.

При этом руководитель отдела Кассы по безработице Катрин Лийваметс заметила, что если во время пандемии в сфере услуг людей приходилось увольнять, то сейчас ситуация изменилась и рабочей силы не хватает.

А экономист Банка Эстонии Катри Урге считает, что война в Украине может привести к росту безработицы. Это объясняется тем, что украинские беженцы на какое-то время заполнили краткосрочные рабочие места, на которые компании годами нанимали иностранную рабочую силу. Часть беженцев покидают Эстонию, в которой "может не хватить людей с нужными навыками".

Насколько правдоподобна информация о влиянии военных действий на Украине на рынок труда, по представленным аргументам судить сложно. Безработица существовала в Эстонии и до начала военной спецоперации на Украине; да и молодые специалисты покидали страну в поисках лучшей доли.

Эстонские СМИ привели высказывания менеджера по подбору персонала CV Online Кайре Клесмент, которая рассказала, что существуют секторальные сложности – например, в сфере информационных технологий, продаж и услуг ощущается нехватка работников. И, возможно, проблему помог бы решить пересмотр требований, предъявляемых к кандидату.

В частности, можно было бы изменить требование к языку, поскольку, по словам Клесмент, "очень сложно найти трехъязычных людей, говорящих на эстонском, русском и английском языках". Действительно, особенно когда на рынке труда появились украинские айтишники, знающие в подавляющем большинстве русский и английский языки, но явно не владеющие эстонским.

Также Клесмент обратила внимание на заработную плату, поскольку иногда специалист готов сменить профессию, если в другом месте ему заплатят больше. По ее словам, разница в 30% уже способна серьезно влиять на решение человека.

Напомним, ранее Baltnews рассказывал, что проблема рынка труда в Эстонии заключается даже не в том, что нет рабочих мест или не хватает работников с какой-то уникальной квалификацией. Проблема больше в том, что он крайне ограничен по списку профессий и сфер, представленных на нем.

Если человеку требуется работать лишь бы кем, только ради денег, он еще сможет устроиться. Но если человеку важно дело, которым он будет заниматься, возможности для развития и перспективы роста, то с этим все сложно.

И все-таки, несмотря на приведенные рассуждения, эстонские СМИ отмечают, что изменения, которые принесет война на рынок труда, можно будет оценить осенью. Осталось ждать недолго.

Ссылки по теме