Страны Евросоюза, включая и его прибалтийские республики, ожидают многого от полугодичного председательства Франции в Совете альянса, которое стартует 1 января. И президент Эммануэль Макрон, недавно озвучивший список основных своих целей, не скупится на обещания, говоря о намеченных переменах и прорывах.
Но в апреле французов ожидают президентские выборы, которые их действующий лидер может и не выиграть. Со сменой власти в Париже могут измениться и его представления о том, что хорошо для стран альянса, а что не очень.
Аналитики не обещают Макрону стопроцентный успех на выборах, а многие считают, что победить ему не удастся. Но до апреля еще есть немного времени, и в интересах действующего президента страны продемонстрировать избирателям, а заодно и всем европейцам, насколько он энергичен, насколько последователен в своих взглядах на будущее Евросоюза и на первоочередность стоящих перед альянсом задач.
Так что первые три месяца председательства Франции обещают быть интересными и, возможно, напряженными, с точки зрения столкновения интересов разных регионов и союзных стран. Вполне возможно, что странам Балтии и Эстонии, в частности, предстоит сложный диалог с новым председателем Совета.
Эстония неоднократно принимала во время правления канцлера Ангелы Меркель сторону Германии в тех случаях, когда между Берлином и Парижем возникали политические или торгово-экономические разногласия.
Но немцы и французы едины в главном – оба государства-"тяжеловеса" видят будущее Евросоюза в федерализации, в централизации власти, в постепенном превращении альянса в сверхдержаву. Хотя в Берлине об этом говорили тише и с меньшими, чем в Париже, энтузиазмом и напором.
Новая правящая коалиция соцдемов, либералов и "зеленых" однозначно подтвердила намерение Германии не только продолжить этот курс, но и придать ему дополнительный импульс. И в этом они совершенно созвучны Макрону.
Тем временем, у Таллина, похоже, нет четкого и ясного представления о том, в каком именно альянсе он хотел бы в будущем состоять, какие перемены следует поддерживать, а какие нет.
Как сделать Европу могущественной сверхдержавой
Президент Эммануэль Макрон представил обзор приоритетов, которым Франция намерена следовать во время своего временного председательства в Совете Евросоюза в первой половине 2022 года. Реформирование Шенгенской зоны, продвижение оборонной инициативы и новая "европейская модель" – у Парижа большие планы.
Выполнение которых осложняется тем, что временное Лидерство Франции, как заявил Макрон, приходится на разгар "кризиса здоровья и климата", "растущего глобального неравенства", а также еще и перед лицом "растущей напряженности" на восточной границе Евросоюза.
Заявленная Макроном цель номер один французского председательства будет заключаться в "переходе от Европы сотрудничества в пределах наших границ к могущественной Европе, ключевому игроку международной политики, полностью суверенной, свободной делать свой собственный выбор и распоряжаться своей собственной судьбой", – говорит французский президент, ожидаемо ставя на первое место продвигаемую им идею "стратегической автономии" Евросоюза.
В своем выступлении Макрон сказал, что хочет лучше "контролировать" границы альянса и считает такой контроль "непременным условием" решения проблемы миграции, борьбы с "гибридными" войнами и во избежание "человеческих драм".
Французский президент призвал к реформе Шенгенской зоны на основе модели еврозоны с созданием политического руководящего комитета и регулярными встречами между министрами.
Также Макрон предлагает создать "механизм экстренной поддержки границы" в сотрудничестве с общеевропейским пограничным агентством Frontex, что позволит в случае необходимости быстро разместить на границе дополнительные силы правоохранителей, технику и оборудование.
По мнению президента Франции, практика показывает, что Frontex реагирует на угрозы с опозданием, а его функциональные задачи ограничены. Вероятно, Макрон имеет в виду формирование чего-то подобного силам быстрого реагирования, но с задачами охраны границ. То есть он, похоже, говорит о еще одной наднациональной структуре и о концентрации власти в Брюсселе.
Что такое "новая европейская модель" и что в ней нового
Внешнеполитические амбиции Эммануэля Макрона направлены, прежде всего, на развитие оборонной инициативы Европы и становление ее оборонной доктрины.
Он напомнил о "значительном прогрессе" альянса в этой области, упомянув, в частности, создание в 2017 году Европейского оборонного фонда, который теперь, по мнению французского лидера, должен "перейти в более оперативную фазу".
Стоит напомнить, что и в целом к идее "стратегической автономии", и, в частности, к оборонной инициативе в Таллине относятся неоднозначно, так как опасаются, что все эти "придумки" Макрона, известного некоторыми своими критическими высказываниями в адрес НАТО, направлены против североатлантического блока и могут ослабить роль США как "главного гаранта безопасности" Европы.
Так что первые в списке ключевые приоритеты председательства Франции в Совете альянса вряд ли будут с воодушевлением восприняты на берегах Балтики.
Что же касается особой роли, которую Париж отводит отношениям Евросоюза и Африки ("Эта связь – великий политический и геополитический проект на ближайшие десятилетия", – как сказал Макрон), то у стран Балтии, вероятнее всего, нет на этот счет возражений.
Как, впрочем, и единомыслия с Францией как с бывшей колониальной державой, озабоченной сложностями в делах с некоторыми бывшими колониями, где набирают силу джихадисты.
Правда, от французов можно ожидать предложений расширить участие европейских союзников в решении проблем в Африке и, в том числе, увеличить военное присутствие Эстонии в Мали.
Под "новой европейской моделью" Макрон понимает дальнейшую интеграцию стран Евросоюза с адаптацией бюджетных и финансовых правил, объединением банковского дела и капитала, созданием новых промышленных союзов, совместными госзакупками и инвестициями, а также концентрацию усилий на создании рабочих мест и борьбе с массовой безработицей.
Что же до остальных заявленных Парижем основных приоритетов председательства, то они в общем и целом соответствуют ключевым направлениям политики Брюсселя: "озеленение" экономики, электромобили и водород, дигитализация, борьба с неравенством и социальной несправедливостью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.